Отделение теоретических дисциплин. Методические разработки.

Особенности работы с музыкальным диктантом в 1 классе ДМШ

Воронкова Е.Н.,

преподаватель теоретических дисциплин

2019 - 2020 уч.год

План

1.Задачи курса сольфеджио в процессе обучения в ДМШ

2.Музыкальный диктант, как форма работы в курсе сольфеджио

            а. Нотное письмо

            б. Метроритмический диктант

            в. Мелодический диктант

            г. Устный диктант

3.Заключение

Сольфеджио, как дисциплина, имеет давние и богатые традиции, фундамент которых заложен и укреплен многими выдающимися музыкантами и педагогами. Основными достижениями педагогов-теоретиков в области сольфеджио следует считать многостороннюю разработку ими принципов ладового воспитания слуха и широкое внедрение в практику сольфеджио художественной музыкальной литераторы, в частности образцов русской народной песни, песен народ мира  классической музыки.

            Основная задача курса сольфеджио – организация музыкального слуха учащегося и его развитие, а также обучение активному использованию слуха в творческой, исполнительской практике. 

            Средствами для правильной организации слуха являются: воспитание у учащихся четкой, точно ориентированной в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музыки; развитие острого и точного чувства ритма, обучение живому и осмысленному восприятии музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля.

Вся учебная работа по сольфеджио должна органически сочетаться с работой над активизацией внутреннего слуха, обеспечить верную направленность музыкального вкуса учащихся и обогатить их память достаточным запасом ценных художественных образцов музыки.

Музыкальный диктант, как одна из форм работы в курсе сольфеджио играет очень большую роль во всестороннем развитии музыкального слуха учащегося. Научиться писать диктанты, приобрести навыки записи услышанного нельзя изолированного от всего комплекса занятий по сольфеджио. Работу над диктантом следует вести в тесно связи с сольфеджированием и определением на слух тех или иных элементов музыки.

Музыкальный диктант очень важен. Он позволяет более определенно выявить индивидуальные качества слуха и успехи каждого ученика, что нелегко сделать в условиях коллективных занятий. Слуховая  одаренность чрезвычайно многообразна, и только хорошее знание возможностей каждого ученика, достоинств и недостатков его слуха, позволит педагогу установить правильный темп работы. При этом целесообразно распределить время по темам. Особенно большое значение при записи  диктантов имеют музыкальная память и гармонический слух, которые, как известно, с наибольшим трудом поддаются развитию. 

Тренировке и совершенствованию музыкальной памяти и гармонического слуха, определенно служат короткие диктанты, записываемые по памяти после двух-трех исполнений: устные диктанты; цифровая запись интервалов и аккордов. Для достижения этой цели важно осторожно, постепенно увеличивать объем диктантов.

Вся работа по диктанту, как и курса сольфеджио в целом строится на последовательном воспитании ладово-функционального слуха. Правильно поставить работу по сольфеджио и музыкальному диктанту в 1 классе можно только после большой предварительной работе по общему музыкальному развитию учащихся. Наилучшим образом это первоначальное музыкальное развитие осуществляется в подготовительной группе.

Принимая во внимание пользу для общего музыкального развития разнообразных форм по музыкальному воспитанию, следует признать, что в дальнейшем возможно сочетание отдельных его элементов с занятиями по сольфеджио и музыкальному диктанту. Так, пение с текстом является неизменным подспорьем в процессе ознакомления, повторения и запоминания мелодии. Прослушивание музыки, особенно связанной с близкой детям тематикой, например, со сказочными образами, вызывает желание запомнить прослушанное, создать живой интерес к записи. Движение под музыку с осознанным выполнением ритмического рисунка, фиксацией метрических акцентов различными способами, дирижированием, способствуют более быстрому осознанию метро-ритмического развития мелодии для записи.  

Занятия диктантом займут непроизводительно много времени, не принесут должных результатов, если они начаты без овладевания необходимыми элементами записи. Поэтому, приступая к простейшему музыкальному диктанту в первом классе, учащиеся должны знать и уметь записывать ноты. Тогда вопрос о том, как  писать, должен будет уступить место вопросу что писать, и, следовательно, удастся избежать соединения различных трудностей в одном задании.  Последнее является очень важным принципом в работе с детьми младших классов – особенно в письменных заданиях.   Кроме того, у детей может сложится впечатление очень большой сложности, а тем самым страха перед данной формой работы, что самым отрицательным образом повлияет на освоение музыкального диктанта в дальнейшем.

Для выработки «нотного почерка»следует систематически давать упражнения по переписыванию. Здесь хочу пояснить, что целесообразнее начинать учить записывать ноты не целыми длительностями, а четвертями и восьмыми. Во-первых, такое чередование длительностей гораздо чаще встречается в детских песнях. Во-вторых, у детей вырабатывается более аккуратный «нотный почерк», тем более, что лучше писать ноты не шариками, а черточками. Затем эти черточки укрупняем путем штриховки до аккуратного овала или кружочка. Только после того, как дети овладевают нотным письмом, можно начинать заниматься записью музыкального диктанта. 

Первоначальная форма освоения музыкального диктанта – это метроритмический диктант. Ему предшествует целый ряд упражнений, связанных с различными формами работы в классе: похлопывание ритмического рисунка музыкального примера, определение знакомых пьес  или отдельных фраз из них, по исполнению только ритмического рисунка. Кроме того, с самого начала, необходим с детьми договориться о условных сигналах: восьмая – хлопок в ладоши, четверть – удар по парте, половинная – удар по коленям, четвертная пауза – разводим руки в сторону, восьмая пауза – легкое потряхивание кистями; исполнение ритмических рисунков слого-ритмами. 

Хорошо использовать для освоения длительностей и ритмических диктантов ударные и шумовые инструменты. Ритмическим диктантом лучше начинать заниматься со второй четверти. Причем сначала используются для записи только штили, без нот, которые оформлены на карточках. Дети карточками выкладывают ритмические рисунки знакомых пьес. Через 3-4 урока можно переходить на следующий этап – запись ритмического рисунка в тетрадь. И только после усвоения всеми детьми этой работы, можно предложить им незнакомую мелодию. Во всех письменных упражнениях очень важно добиться в итоге правильной записи.

Примерами для метроритмической записи могут служить мелодии с различным сочетанием длительностей. Ритмическая группа четверть-две восьмые усваивается легче, т.к. подчеркивает сильную долю такта. Ритмическая группа две восьмые-четверть несколько более сложная для восприятия, из-за дробления сильной доли. Последней трудностью метроритмического диктанта является сочетания: четверть-две восьмые-две восьмые-четверть в одной мелодии. В данном случае, для более четкого представления о чередовании этих ритмических групп, можно разделить учащихся на 2 группы. Одни отмечают ритм: четверть-две восьмые, другие: две восьмые-четверть при исполнении этих ритмических групп на ударных инструментах.

Следующий этап – это переход к записи мелодических диктантов. Мелодический диктант тесно связан с анализом, который учит детей разбираться в слуховых впечатлениях. Прежде всего, необходимо научить детей делить мелодию на фразы, слышать мелодическую и ритмическую повторность, к движению мелодии плавно – по ступням, скачками по устойчивым звукам. Одновременно со слуховым анализом дети приобретают первоначальный навык анализа по нотному тексту. 

Каждому диктанту предшествует ладотональная настройка, которую необходимо проводить различными способами. Например, пение и определение на слух отдельных ступеней и интонаций, часть которых может встретиться в предстоящем диктанте, пение устойчивых звуков, гаммы вслух и про себя, гаммы различными длительностями, вводных звуков и тоники. Таким образом, при ладотональной настройке учитываются знания, полученные по музыкальной грамоте. Особенно важно пение устойчивых звуков, т.к. они являются главным слуховым ориентиром на начальной стадии усвоения ладотональности. Звуковысотную запись в 1 классе следует начинать только после усвоения в пении и сольфеджировании простейших интонаций мажора и минора. Рекомендуется приступать к мелодическому диктанту со второго полугодия. Облегчает запись мелодического диктанта – выкладывание пуговками на нотном стане мелодии. Таким образом, диктант «записывается» скорее, дети получают более четкое представление о направлении мелодического рисунка, у них получается быстрее и лучше и, самое главное, они чувствуют себя в этом виде деятельности успешными. Постепенно необходимо переходить к записи мелодии в тетрадь.

Проведение мелодического диктанта возможно несколькими способами:

1.Мелодия диктанта выучивается наизусть в процессе прослушивания и коллективного пения. Во время такой работы может возникнуть нечто вроде соревнования между детьми на быстроту запоминания. Запись может 2-3 раза прерываться для повторения мелодии. В отдельных случаях, по просьбе ученика, мелодия может быть сыграна еще раз. Но, в большинстве случаев, если в ответ на просьбу преподаватель предлагает учащемуся спеть мелодию, то оказывается, что надобности в дополнительном проигрывании не было. Общее проигрывание диктанта не должно превышать 5-6 раз.

2.Мелолдия запоминается постепенно и записывается только в перерывах между проигрыванием (по памяти). Так же как и предыдущей форме работы, диктант проигрывается не более 5-6 раз. Количество проигрываний часто зависит от объема диктанта, от его трудности и уровня данной группы учащихся.

3.Во время проигрывания дети запоминают прослушанное, стараясь осознать все элементы мелодии. Лишь после окончания проигрывания детям разрешается приступить к записи. Этот способ наглядно демонстрирует учащимся, что самым важным в диктанте является умение слушать, запоминать и понимать слышанное. 

            Определение размера и длительностей происходит с помощью дирижирования и похлопывания ритмического рисунка мелодии, со счетом слух (если в этом участвует весь класс) и пением мелодии «про себя», с дирижированием во время самой записи. Очень важным требованием при записи диктанта является дирижирование. Предпочтительнее давать для записи мелодии с текстом, т.к. в самих словах содержится ритм, облегчающий запись ритмического рисунка.  При наличии слуховых представлений, необходимых для диктанта, при ежеурочных упражнений в определении на слух элементов мелодического развития, при последовательном нарастании трудностей – диктант становится привычным и любимым делом. Следует заботиться лишь о том, чтобы создавать наиболее приятные условия при его проведения. Так, например, диктант более эффективен, если ему  предшествует ладовая настройка, и все дети готовы к записи. Диктант лучше проводить в начале или середине урока, а не в конце его, когда дети устали и им уже трудно сосредоточиться. Преподавателю не следует подчеркнуто выражать неудовольствие по поводу тех или иных неудач при записи, в таком трудном для малышей деле. Детям со слабой памятью преподаватель должен уделять постоянное внимание. 

            Работа над диктантом в классе не заканчивается. Обязательно необходимо задавать диктант выучить наизусть или записать в другой тональности, или сочинить слова и подобрать аккомпанемент (в 1 классе – 1-2 басовыми звуками). Непременное условие – все учащиеся заканчивают запись диктанта в классе: либо с помощью преподавателя, либо с помощью товарища.

            Сложность диктантов следует ограничить поступенным движением, повторностью звуков, простейшими терцовыми интонациями и движением по устойчивым звукам. Начинать диктант необходимо с устойчивого звука. Метроритмические трудности диктанта должны соответствовать пройденным темам. Мелодии для первоначальной записи ограничены 2-4 тактами.

            К устным диктантамв 1 классе относятся, прежде всего, упражнения в пении отдельных интонаций с названием звуков, определенных по слуху. Упражнения эти преподаватель дает детям при ладовой настройке перед диктантом. Однако устный диктант как таковой тоже может иметь место в 1 классе. Материалом для него служат мелодии с большим объемом, чем письменные, и, в основном, это песни, выученные в классе по слуху.

            Устный диктант помогает преподавателю яснее почувствовать индивидуальное восприятие и мышление учащихся. Те или иные диктанты позволяют преподавателю выбрать правильное направление для последующей записи мелодии. Интересная форма работы – устный диктант без предварительного анализа. Такой диктант требует особенной остроты восприятия и реакции, умения сосредоточиться. Мобилизируя слух и память, ориентируясь на полученные слуховые представления, учащейся должен сразу, после 1-2 прослушиваний спеть мелодию с дирижированием. Преимущество такого диктанта в том, что он занимает гораздо меньше времени. Но, конечно, в этом случае диктант должен быть меньше размера, чем устный диктант с детальным разбором. 

            Работа над музыкальным диктантом в 1 классе требует очень вдумчивого и внимательного отношения преподавателя. Ведь от того, как дети начнут осознанную запись мелодических примеров, с каким настроением они будут работать над диктантом, во многом зависит и дальнейшее музыкальное развитие их, уверенность в своих возможностях. Каждый согласится с тем, что если ребенок неуверен в своих силах, это тормозит его развитие, а следовательно встреча с новым трудностями предстает перед такими учащимися убеждением, что написать музыкальный диктант – это неразрешимая задача. Отсюда и нежелание писать и, даже уверенность, в своей беспомощности. 

Воспитать у учащихся доверие к своему слуху – вот конечный результат работы над музыкальным диктантом. 

Литература:

1.А.В.Барабошкина Сольфеджио для 1 кл. ДМШ, Мет. пособие, «Музыка», 2002 

2.Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио», «Музыка», 2003

3.А.А.Островский Методика теории музыки и сольфеджио, «Музыка», 1996

4.Методичсеко пособие по музыкальному диктанту, общ.ред Л.Фокиной, «Музыка», 1997

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация