Отделение теоретических дисциплин. Методические разработки.

Актуальность развития навыка чтения с листа у учащихся ДМШ и ДШИ.

Преподаватель Заричная Наталья Васильевна.

План.

  1. Актуализация проблемы развития навыка чтения с листа
  2. Причины снижения качества интонационной грамотности
  3. Методы развития навыка чтения с листа на уроках теоретических и хоровых дисциплин.
  4. Успешность применения опыта А.Беляевой на занятиях

Современная методика преподавания сольфеджио в ДМШ и ДШИ, несмотря на обилие новаторских школ, в основе своей опирается на традиционную классическую школу, проверенную временем и подкрепленную положительными результатами. Но, тем не менее, практика показывает, что современные учащиеся принципиально отличаются от учащихся конца ХХ века.  Некоторые навыки, умения, знания, которые усваивали и осваивали дети легко, у современных детей вызывают затруднения. В числе таких навыков – чтение с листа. В чтении с листа, как в комплексном навыке, синтезируется ряд умений и знаний, полученных в процессе обучения, выявляются разные свойства музыкального слуха: наличие у учащегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, умение петь без сопровождения инструмента. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые опоры и ладовые тяготения, способность удерживать лад, тональность.

Городской конкурс  «Viva, теория!», проводимый на базе Городской музыкальной школы раз в два года, демонстрирует затруднения конкурсантов в части устного этапа, где как раз необходимо с листа спеть незнакомую мелодию. У учащихся, как правило, слабо развит внутренний слух, плохое представление устойчивости основных ступеней лада и тяготения неустойчивых ступеней. Ритмическая организация мелодии также вызывает затруднения. А между тем, уверенное чтение с листа требуется, например, при отборе участников в Большой детский хор «Россия»; владение навыком – необходимое умение при поступлении в музыкальный колледж; наконец, освоение предпрофессиональных программ ДМШ предполагает развитие таких умений и знаний, которые на выпускном экзамене по сольфеджио позволяют продемонстрировать выпускнику уверенное чтение с листа.

Проблема слабого развития навыка возникла не вдруг и имеет ряд причин, как глобальных, так и местных.

Теоретики говорят о том, что меняется «интонационный словарь эпохи». И действительно на смену мелодичной выразительной музыки пришел совершенно другой музыкальный материал, разнообразный по своим характеристикам, но мелодически, интонационно беднее (реп, ханг). Прослеживается тенденция минимизации значения мелодии.

Как преподаватель хоровых дисциплин, не могу не отметить уход такого понятия как «массовая песня» и даже «массовая детская песня». К сожалению, строчка из песни Владимира Шаинского «И конечно припевать лучше хором» потеряла свою актуальность. Совместное пение перестало быть потребностью. Более того, современные шоу активно пропагандируют уникальные вокальные возможности солистов, которыми естественно не могут обладать все. А просто чистое интонирование, пение без «спецэффектов» попадает в разряд «не формат». К сожалению, такая ситуация не способствует развитию вокально-слуховых навыков.

Кроме того, снижение престижа музыкального образования сказалось и на уровне музыкальных способностей абитуриентов, поступающих в ДМШ и ДШИ. Набор в школы заменил отбор. 

Так же изменился психоэмоциональный портрет ученика. Говорят о «клиповом мышлении» современных детей. Им сложнее долго концентрироваться на задании, сложнее осмысленно выполнять задания, и т.д.

Учитывая вышеизложенные факторы, преподаватели теоретических и хоровых дисциплин вынуждены искать и применять в своей работе новые формы и методы, активнее обращаться к опыту преподавателей, которые добиваются положительных результатов в своих поисках.

Так, известен например опыт Кирюшина. В его методике один из приемов развития навыка чтения с листа – многократное повторение мелодических формул в разных тональностях. Этот опыт весьма интересен, но неосмысленный тренинг не приводит к положительному результату.

Использование болгарской столбицы, ручных нотных обозначений (как например система Г.Струве) мобилизует учащихся, требует от них сознательного включения в работу, развивает и внутренний слух, и т.н. «звуковую память», помогает осмыслить ладовые тяготения.

Руководитель детского хора  «Аврора» (г.Москва) Беляева Анастасия активно использует в своей работе «ручной нотоносец», по которому учащиеся поют не только мелодии, но и созвучия (интервалы и аккорды); а так же традиционные распевки на хоре она заменила специальными упражнениями (Приложение1). Причем эти упражнения предлагаются учащимся с самого начала обучения, с подготовительного отделения, 5-6 летним учащимся. Постепенно музыкальный материал усложняется.  В некоторой степени такая форма работы напоминает элемент системы Кирюшина, но в данном случае это не механический тренинг, а осмысленное исполнение. Учащиеся должны быть особенно внимательны, чтобы правильно воспроизвести предложенные изменения. Со временем, в дальнейшем, так же вместо распевок А.Беляева предлагает  учащимся примеры для чтения с листа. Кроме того, с дошкольниками она применяет такую форму работы: песню, которую разучивают учащиеся, причем надо отметить, что мелодически это простейшая песенка, например «Петушок» или «Василек», обязательно поют по нотам сольфеджио. Педагог подготовила дидактический материал, крупно написанные ноты. При сольмизации дети следят пальчиком по нотам. Более того, для усвоения ритмической организации используется прием «двигательной пульсации», когда на длительность восьмую учащиеся показывают один раз, а на четверть соответственно два раза. Так, благодаря двигательному элементу, учащиеся осваивают соотношение длительностей.

В личной практике, кроме опыта А.Беляевой использую для чтения с листа вокализы Ф.Абта, Дж.Конконе, А.Крымской, а так же Детские песни на русские и малороссийские напевы составленные М.Мамонтовой под редакцией профессора П.Чайковского. Этот музыкальный материал весьма прост по строению, мелодически и ритмически не вызывает затруднений, но и не конструктивен, т.е. имеет художественную ценность, эмоционально окрашен, выстроен драматургически.

В целом призываю преподавателей теоретических и хоровых дисциплин обратить особое внимание на развитие навыка чтения с листа, как комплексного навыка, показателя развития внутреннего слуха, чувства метроритма, интонационной точности и ощущения лада.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация