Отделение теоретических дисциплин. Методические разработки.

Слуховой анализ на уроках сольфеджио в младших классах

Левончук В.А.

Основной принцип развития навыка слухового восприятия элементов музыкального языка гласит: «все, что спето – может быть услышано». В этой краткой «афористической» фразе раскрывается, тем не менее, основной метод слухового анализа – определение точного состава «звукового образа» через внутреннее интонирование, обращение к «памяти» голосовых связок. При хорошо развитом «ладовом чувстве» звуковой образ может быть представлен непосредственно в виде конкретных звуков или «клавишного образа» – представления конкретных аппликатурно-клавишных сочетаний. Впрочем, нельзя недооценивать и значения «колористической» слуховой памяти – своего рода «абсолютного» гармонического слуха, благодаря которому можно не только определять на слух «краску» каждого интервала или аккорда, но и «абсолютную» высоту некоторых из них.  

И еще одна составляющая часть  – хорошее знание теоретического материала. И здесь важно не только то, что для определения какого-либо объекта музыкального языка нужно иметь о нем определенное представление, но и то, что знание возможных вариантов освобождает ученика от необходимости блуждать в хаосе звуков и их «бессмысленных» сочетаний.

При составлении различных форм и видов упражнений учитывается тот факт, что работа над ними должна преследовать как минимум две основные цели – формирование навыка слухового анализа и развитие музыкальных способностей в целом (не только слуха, но и памяти, метроритмического чувства, координации и т. д.).

Именно поэтому в младших классах необходимо анализировать и набираться «слухового» опыта на известных и близких детям мотивах. Здесь уместно применить слова Г. С. Виноградова: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из изысканной высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор». 

Среди различных вопросов музыкального воспитания, одним из важнейших является вопрос о приобщении детей к народному музыкальному  искусству. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок получает первые представления о культуре, в том числе и музыкальной, о народной песне.

Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в музыке и устном народном творчестве русского народа. Воспитывая у детей любовь к произведениям музыкального народного творчества, я даю им возможность слушать народную музыку (в аудиозаписи), петь народные песни, прибаутки, народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Н.Я.Брюсова, внёсшая много ценного в музыкальное воспитание, в качестве начального этапа занятий, рекомендовала обращаться именно к русской народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни».

Детский музыкальный фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит его фантазию. Творчество обогащает личность, уроки становятся интереснее, содержательнее. Музыкальные вкусы учащихся младших классов только формируются, поэтому, если с самого раннего возраста ребёнок поёт, слушает русские народные песни, танцует, играет под эту музыку, его слух осваивает её мелодические интонации.

Использование на уроках сольфеджио детского музыкального фольклора, русских народных песен, мелодий и т.п. воспитывает интерес и любовь к русской народной культуре. На основе использования РНП (здесь и далее - русская народная песня) можно воспитать у учащихся ладогармонический слух, развить самостоятельное музыкальное мышление. На основе пения, слухового анализа можно научить детей раскрывать содержание музыкального произведения.

На занятиях в доступной форме необходимо рассказывать детям, что песни, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, поэтому их и называют народными.

Произведения русского музыкального народного творчества, используемые в работе со школьниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Детям младших классов нужно давать коротенькие прибаутки, песенки, плясовые мелодии. Многие народные песни использовать в качестве распевок и в старших классах. Дети должны слушать (в аудиозаписи) игру оркестров русских народных инструментов, произведения в исполнении русских народных хоров. Изучение народных песен на уроках сольфеджио помогает расширению кругозора учащихся.

1 класс

Надо сказать, что РНП  очень сложна для исполнения: широкие распевы, большие скачки на сексту, октаву, смена ритма и темпа, изменение ладотональности, часто песня начинается в миноре, а заканчивается в мажоре, и наоборот. Русские, часто и украинские, песни отличаются большим диапазоном. Поэтому для исполнения необходимо проводить отбор песен, а вот для анализа на слух можно применять практически все РНП. Всё это надо учитывать на первом этапе обучения, где дети получают, прежде всего, общее представление о выразительности музыкального языка, затем постепенно знакомятся со средствами музыкальной выразительности.

Напевы ярких и разных песен легко осознаются учащимися как контрастные по настроению. Например: «Со вьюном я хожу», «Акулинка», «Дыбы, дыбы», «Колыбельная». Необходимо при этом обратить внимание учащихся на разницу в их темпах. На коротких попевках (из 2-х - 3-х – звуков) удобно развивать понимание мелодической линии напева (вверх, вниз, повторность, поступенное движение, широкие скачки). Можно также движением руки показать направление этой мелодии. Для этой цели можно использовать прибаутки, считалки. Например: из 2-х-3-х звуков: «Не летай, соловей», «Прошли святки», «Дударик», «Сорока, сорока» «Дон – дон».

А также мелодии, охватывающие мажорный тетрахорд (восходящий или нисходящий): «Светит солнышко», «Галя по садочку ходила», «Как под горкой», «Пойду в зелёный сад», «Дыбы – дыбы», «Шла коза по лесу» (игровая).

Эти короткие попевки могут служить материалом для устных диктантов.

Для слушания также можно использовать более сложные мелодии. Например: «Летал голубь», «Я посеяла ленку», «А мы просо сиялы».

Сжатая, лаконичная форма народной песни очень удобна для знакомства со строением мелодии. Это и различное количество фраз (равных и неравных по длине), повторного и варьированного строения с запевом и припевом, без припева и т.д. Например: одинаковые фразы в песнях - «На зелёном лугу», «Акулинка»; запев, припев в РНП -  «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот», «Как под наши ворота»; разные фразы -  «За морем синичка жила», «Вот во поле сосёнушка»; варьированные фразы -  «У меня во садочке», «Около сырого дуба»; повторного строения - «Пойду ль я, выйду ль я», «Дождик»;

Совершенно необходимо анализировать строение каждой разучиваемой песни, так как это поможет учащимся при восприятии более сложной формы музыкальных произведений. Для более лёгкого восприятия фраз можно использовать переклички. Например, первую и третью фразы поёт педагог (или 1-й ряд), вторую и четвёртую фразы ученики (или 2-й ряд). Можно создавать сколько угодно вариантов перекличек. 

Очень важно воспитать с 1-го класса распевность: звуки пропевать активно, а не только слегка касаясь их голосом. Имея в виду воспитание распевности ещё до знакомства с размером, надо объяснить и научиться определять на слух сравнительную протяжённость звуков во времени более долгих и более коротких звуков.  Начинать можно с четвертей или восьмых в прибаутках, песенках, где на каждый слог приходится только один звук. Например: «Андрей – воробей», «Дон – дон», «Дедушка – Ермак», «Приди, приди, солнышко», «Дождик».

Хлопками, ударами о стол можно отмечать длительность звуков (та, ту - долгие, ти-ти – короткие). Можно их записать, чтобы учащиеся поняли, что характер и настроение песни зависит от ритма. Начинать, естественно, нужно с простых ритмических фраз.

Чтобы сохранить интерес к урокам, надо сосредотачивать внимание детей на изобразительности звука, музыкальной фразы. Например, сравнивать звук, фразу, ритм с каким-либо действием: бегом лошадки, стуком дождя, криком кукушки и т.п. Детям также нравится игровая форма работы: выложить карточками ритм знакомой песни, а затем спеть, простучать (на шумовых инструментах, металлофоне).

У детей постепенно вырабатывается умение простучать ритм в доступных произведениях, если для развития ритмического слуха используются наглядные пособия, ритмические карточки, ритмические кубики, музыкально-ритмические движения (игры, упражнения, игра на шумовых инструментах). Например: Т.Стоклицкая «100 уроков сольфеджио для самых маленьких» ч.1, М., «Музыка» 1998.- игра «Ванька-встанька» (стр. 40), игра «Дразнилка» (стр. 43), работа с оркестром шумовых инструментов (стр. 43, 57).

Начинают изучение с четвертной, так как она – основа движения большинства песен (пульс). Её можно отмечать движением руки. Например: «Котик», «А баюшки, баю», «Трудовая припевка».

Ощущение основной доли движения, даёт возможность перейти к знакомству с 2-х  дольным и  3-х дольным размером, затактом. Например: закреплять понятия сильной и слабой доли можно в анализе на песнях: «На горе - то калина», «У кота воркота», «Калёда», «Пойду я в зелёный сад», «Пойду ль я, выйду ль я», «Дождик».

Ритмическая запись, прохлопывание ритма песни – это подготовительный этап к записи диктантов (мелодий). Тактирование оказывает большую помощь при записи мелодий, помогая легче заметить, где ставить тактовую черту, а также, сколько звуков приходится на каждую долю. В качестве примера можно использовать песни: «Лепёшки», «А баюшки, баю», «Ой, звоны звонят».

Знакомство с ладом начинается с показа двух песен одинакового характера и даже словесного содержания. Музыкальные мысли как бы излучают различный свет – яркий (мажорный), тёмный (минорный). Для сопоставления мажора и минора можно использовать песни: «Акулинка», «Не летай, соловей», «Ходит зайка», «Со вьюном я хожу», «Ой, дудки вы, дудки», «Как по морю».

Ладовой принцип устойчивости и неустойчивости звуков легко можно выявить при разборе музыкальных фраз со стороны их законченности и незавершённости. При этом особенно ярко выступит Тоника, как самый опорный, устойчивый звук. Им чаще всего заканчивается вся песня. Устойчивое окончание фраз можно показать на примере песен: 

в мажоре: «Ходит Илья», «Бояре», «Дыбы-дыбы», «Как на тоненький ледок»;

в миноре: «Как по морю», «Ой, дудки вы, дудки», «Во поле берёза стояла», «А ми просо сiяли», «Ай, на горе дуб», «Рябина», «Иванчику – билоданчику».

Движение мелодии по звукам тонического трезвучия есть в песнях: «Как на тоненький ледок», «Ой, дудки вы дудки».

Из неустойчивых звуков сначала выделяем вводные ступени: например - «Акулинка», «Как на тоненький ледок», «На горе – то калина».

В 1-м классе учащиеся поют главным образом по слуху и в основном одноголосные песни. Во втором полугодии можно предпринять первые шаги к двухголосному пению. Это обостряет слуховое влияние учащихся, воспитывает чувство ансамбля. На данном этапе второй голос (подголосок в первом голосе) исполняет педагог. Желательно, чтобы наиболее продвинутые учащиеся к нему присоединялись. Подголосок должен быть крайне простым: вести параллельное движение в терцию, эпизодический характер. Например: «На зелёном лугу», «Ой, звоны звонят», «Колида».

2 класс

Во втором классе продолжается дальнейшее знакомство с народной песней. На каждую изучаемую тему можно подобрать примеры из народной музыки.

На ритмическую группу четверть с точкой и восьмая используются песни: «Вдоль да по речке», «Ишли дивки», «Подружки», «Уж я молода».

Во втором классе начинается работа над овладением минорной гаммы трёх видов. На начальном этапе особенно хорошо должны быть освоены вводные ступени минора – натурального и гармонического. Натуральный минор закрепляется в песнях: «Уж ты, зимушка-зима», «Дивка Явдошка», «Рябина»; гармонический минор -  в песнях: «Коробейники», «Люли, мои люли», «Взяв бы я бандуру». Также следует анализировать чередование 7 и 7 повышенной ступеней, например в песнях «Со вьюном я хожу», «Ой, на гори калына». Для показа мелодического минора можно использовать песни: «Не будите меня, молоду», «Ясно солнышко», «Гей, волошин». В некоторых песнях сопоставляются два лада, на это также необходимо обращать внимание при анализе.

Очень важно услышать и ощутить взаимоотношение параллельных тональностей, различие в окраске двух общих для них устойчивых звуков, уметь «переключиться» с 3-ей и 1-й ступеней мажора на 5-ю и 3-ю ступени минора.

Для объяснения параллельных тональностей в качестве примера можно использовать песни: «Посею лебеду», «Ой, где ж ты идёшь, человеченька?», «Королёк», «Метелица». А в третьем классе к этим песням можно вернуться для знакомства с понятием переменный лад.

Во втором классе начинается знакомство с интервалами. При определение интервалов на слух, вопросу "что звучит?" должен предшествовать вопрос "как звучит?". Дети должны научиться анализировать гармоническое звучание интервалов, опираясь на слуховой опыт первого класса. В первом классе учащиеся уже знакомились с мягкими, резкими, мажорными и минорными созвучиями. Теперь это содержание облекается в форму, которая обозначается понятием интервал. И в данном случае также можно пользоваться народным творчеством:

чистая квинта 1-5 ст. (песни «Как у наших у ворот», «Веселые гуси», «Масленка»);

большая терция 1-3 ст. в мажоре («Ой, звоны», «Дударик», «Прошли святки»);

малая терция 1-3 в миноре («А баю, баю», «Ой, що ж то», «Люли, мли люли»);

чистая кварта 5-1 ст. («Ах, вы сени», «Два пивники», «А баю, баю»);

большая секунда 1-2 ст. («Все мы песни перепели», «Дыбы, Дыбы», «Журавель», «Люли»);

малая секунда 7-1 ст. в мажоре («Солнышко», «Блины», «Акулинка»).

После того, как интервалы будут изучены мелодически, появляется необходимость анализа гармонических интервалов. Здесь на начальном можно использовать таблицу с классификацией интервалов для определения на слух: 

 

 

Расстоя-

ние между звуками

 

Диссонансы

(звучат жестко)

 

Консонансы

 

Несовершенные

(звучат мягко)

Совершенные

(звучат чисто, пусто)

весьма совершенные

(звучат сливаясь)

близко

м.2 и б.2

м.3 и б.3

ч.4

ч.1

далеко

м.7 и б.7

м.6 и б.6

ч.5

ч.8

 

Во втором классе осуществляется переход к самостоятельному пению на два голоса. Главная задача педагога заключается в развитии у учащихся способности и навыка слушать и слышать. Это внимательное отношение к созвучию они научаться сохранять и дальше, приобретут сознание необходимости подлаживать голоса к друг другу, и не будут бояться сбиться. Это также выработает способность самостоятельно «сочинять» подголоски к песне. 

3 класс

В третьем классе продолжается работа над интервалами. Изучение интервалов на примерах народных песен – простых и доступных по мелодическому рисунку, но ярких и выразительных по содержанию,- способствует усилению интереса детей, активизации их внимания в процессе изучения теории музыки.

В третьем классе начинается анализ обращений тонического трезвучия. Гармоническое звучание секстаккорда и квартсекстаккорда удобно демонстрировать на примерах из классической музыкальной литературы. Мелодическое звучание этих аккордов лучше всего показать на примерах песен, в том числе и народных. Так, ход мелодии по тоническому трезвучию встречается в песнях: «Как на тоненький ледок», «Подоляночка», «А мы просо сеяли»; Т6 – в песнях: «А мы просо сеяли», «Над полями»; Т6/4 – в песнях: «Перепёлочка», «Занялася заря расписная», «Заспиваймо писню веселеньку», «Среди долины ровныя».

В заключение хотелось бы напомнить о необходимости рассматривать развитие навыка слухового анализа не только как формы развития музыкальных способностей в целом, но и как практической формы музыкальной деятельности, имеющей приложение к конкретным задачам музыкальной практики. В связи с этим еще раз акцентируется внимание на рекомендации  использования «интергированных» форм заданий, связанных с применением слухового анализа и способностей слышания «вертикальных» звукообразований только после их применения в мелодии. Прежде всего, это группа заданий, связанных со слуховым мелодическим и гармоническим анализом и анализом формы музыкальных произведений,

Другая группа заданий – «творческие» и импровизационные задания, основанные на способности «слышания» гармоний и интервалов без воспроизведения их на инструменте. Здесь предлагается список только из некоторых возможных «творческих» заданий, которые следует выполнять без помощи фортепиано:

— составление интервальной или аккордовой последовательности;

— составление интервальной или аккордовой последовательности совместно с преподавателем по элементам или «связкам» (оборотам);

— сочинение второго голоса к заданной мелодии;

— сочинение третьего голоса к заданной интервальной последовательности;

— сочинение мелодии к заданной аккордовой последовательности;

— сочинение пьесы для фортепиано в гомофонно-гармонической фактуре;

— сочинение пьесы для фортепиано в гомофонно-гармонической фактуре совместно с преподавателем (по такту).

Литература:

  1. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.- Санкт-Петербург, 2004г.;
  2. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - М., 1985г.;
  3. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. М.: Музыка, 1986г.;
  4. Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века: 1-4 классы ДМШ: Учебное пособие. - М.: Кифара, 1999г.;
  5. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М., 1994г.;
  6. Курина Г.В. Первый год в классе сольфеджио. Методика интенсивного обучения сольфеджио и музыкальной грамоте. – Петрозаводск, 1990г.;
  7. Шаймухаметова Л.Н. Креативное обучение на уроках сольфеджио. – Как учить музыке одаренных детей. Учебно-методическое издание. – КЛАССИКА – XXI. – М., 2010г.

 

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация