Отделение хорового и сольного пения. Методические разработки.

Принципы и методы ведения музыкальной пропаганды.

Заричная Н.В.,

преподаватель хоровых дисциплин

 

Старинная легенда о гамельнском крысолове, за звуками дудочки которого пошли и ушли насовсем дети незабвенного города, в наше время наполняется новым смыслом. В самом деле, то, за какой музыкой пойдут молодые поколения, во многом определит не только музыкальную, но и духовную культуру общества в новом веке.

Одной из парадоксальных ситуаций, сложившихся к настоящему времени в области музыкальной жизни, является то, что с одной стороны, мы имеем большую армию высокообразованных музыкантов, готовых предложить своим слушателям массу музыкальных впечатлений самого  высокого уровня, а с другой стороны большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкально-эмоциональные потребности музыкой невысокого художественного качества. Помочь в разрешении этого противоречия призвана музыкальная пропаганда, нацеленная на формирование музыкальной культуры личности и донесение общественного духовного достояния до каждого отдельно взятого человека.

Пропаганда, в отличие от просветительства, вступает в силу тогда, когда имеются стойкие предубеждения относительно предлагаемых знаний, где слушатели со страхом и недоверием  воспринимают то, что противоречит их жизненному опыту, системе сложившихся убеждений и ценностных ориентаций.  Знания, не согласующиеся с привычными представлениями, вызывают у многих людей массу неприятных переживаний, от которых можно избавиться отвергнув предлагаемую информацию. 

Можно быть прекрасным музыкантом-солистом, или педагогом, или теоретиком, и даже музыковедом, но при этом не уметь достаточно эффективно проводить музыкально-пропагандистскую работу. Ее слагаемые, помимо специальных музыкальных знаний, навыки ораторского искусства, знание психологических особенностей слушательской аудитории различных типов, умение использовать в своей работе научно обоснованные приёмы, способствующие достижению цели – воспитанию у широких слушательских аудиторий любви к музыке.

Одна из основных заповедей пропагандистской деятельности – стремление приносить добро и благо тем, к кому пропагандист обращается. Ещё Квинтилиан – знаменитый учитель риторики в Римской империи – считал, что совершенный оратор прежде всего обязан быть добрым человеком, пекущимся о счастье своих сограждан. Очень важным является оптимистическая установка музыканта – пропагандиста на возможности слушательской аудитории, а также свои собственные возможности нести людям свет знаний и добра. Именно в этом случае слушатели начинают проявлять свои способности в полной мере и осуществлять свой собственный личностный рост. 

Успех работы пропагандиста зависит и от исходных данных, начальных потребностей аудитории в той или иной истине. Как гласит восточная пословица, ученик должен быть готов для своего учителя.

С точки зрения обыденного сознания можно было бы предполагать, что чем меньше человек знает о каком либо предмете, то тем больше он будет стремиться узнать о нем. Однако специальные исследования показали, что дело обстоит далеко не так. Потребность в разъяснении того или иного вопроса у наименее подготовленных слушателей не растёт, а падает, и чем меньше человек знает о каком-либо явлении, тем меньше он о нём хочет знать.

Большинство людей чаще всего хорошо принимают только те сведения , которые согласуются с их установками, усвоенными в ходе предшествующего опыта жизни. Хорошо известно, например, что лекции о вреде курения и потребления алкоголя, равно как и статьи и передачи на эту тему, находят наибольший отклик именно у некурящих и непьющих, и только незначительная часть подобной информации доходит до тех, кому она ,собственно , предназначена. 

Основные звенья коммуникативного акта.

Современная теория коммуникативного воздействия исходит из формулы: кто говорит; что говорит; с помощью каких средств;, к кому обращается и с каким результатом.

Какими качествами должен обладать тот, кто говорит. Музыканту пропагандисту важно иметь у себя положительную «Я-концепцию», под которой подразумевается совокупность у человека представлений о самом себе. Лица с положительной «Я-концепцией» придерживаются высокой самооценки, которая формируется в результате воспитания и соответствующего жизненного опыта.

Как показали исследования, уровень знаний учащихся у педагогов с положительной «Я-концепцией» выше по сравнению с теми, чья «Я-концепция» негативна. Поэтому подход к слушательской аудитории с оптимистической гипотезой – залог успеха обращения музыкантом пропагандистом потенциальных любителей музыки в свою веру.

Интерес многих взрослых людей к тому или иному учебному предмету нередко начинался у них с любви и потрясения личностными особенностями того человека , который этот предмет преподавал. Значительная личность излучает какой-то особый внутренний свет, согревающий и очаровывающий всех, кто попадает в его поле влияния. 

Прежде чем перейти к содержанию своего сообщения оратор должен быть уверен, что те ценности о которых пойдёт речь, не будут отвергнуты аудиторией. По мнению видного отечественного исследователя теории пропаганды Ю.Шерковина, «без согласия аудитории относительно того, что предмет информации интересен с познавательной точки зрения или полезен в утилитарном смысле, или нужен для эмоциональной разрядки, или необходим для укрепления мнения по спорному вопросу и т.д. пропагандистское воздействие остаётся неэффективным». 

Структурирование сообщения

Для того чтобы сообщение было надлежащим образом воспринято и усвоено аудиторией, его необходимо соответствующим образом структурировать. Структура сообщения включает в себя такие приёмы как описание объекта, его оценку, комментирование с разных точек зрения и предписание поведения по отношению к рассматриваемому объекту.

В разговоре о музыке описаниепредполагает освещение истории создания произведения, эпохи, в котором оно создавалось, и общего характера музыки. Давая положительную или отрицательную оценкумузыкальному явлению, пропагандист тем самым формирует к нему отношение аудитории. Комментируярассматриваемые музыкальные явления и события оратор склоняет аудиторию к рассмотрению их с определённой позиции, которая в конечном счёте отражает духовные ценности общества в целом. Предписаниеявляется как бы итогом пропагандистского сообщения в котором формируется соответствующее поведение на основе тех сведений, которые были предложены аудитории. Общим итогом пропагандистского сообщения должно явится изменение ценностных ориентаций слушателей или же упрочение у них уже имеющихся взглядов, желание и готовность действовать в соответствии с теми убеждениями, которые следуют из усвоенных норм и идеалов. 

Существуют некоторые условия способствующие успеху сообщения.

Наряду с материалами из общедоступных источников пропагандисты могут предложить своим слушателям нестандартную информацию, обладающую высокой степенью новизны и оригинальности, что всегда действует тонизирующее на аудиторию. Здесь важно учитывать порядок изложения аргументов, которые могут располагаться в «нарастающей» или «убывающей» последовательности. В системе «нарастающей» аргументации наиболее важные и сильно действующие аргументы приберегаются для завершения сообщения, при «убывающей» – в обратном направлении, от самых сильных к более слабым. Как показали исследования, «нарастающая» система аргументации наиболее эффективна в аудитории, которая достаточно знакома с темой сообщения и уже предварительно имеет большую в ней заинтересованность. Убывающая система аргументации. Скорее всего должна применяться в аудитории, имеющей незначительную осведомлённость и слабую заинтересованность.

Отличительной особенностью квалифицированных пропагандистов является то, что в их сообщениях содержится большое количество вопросительных фраз, ставящих слушателей перед проблемными ситуациями, активизирующими их мышление. В этом случае монолог лектора превращается в скрытый диалог, предполагающий рассмотрение проблемы с разных точек зрения. Эксперименты с односторонней и двухсторонней аргументацией, т.е. содержащие в себе как тезу, так и антитезу, показали, что односторонняя аргументация более действенна тогда, когда она укрепляет уже имеющиеся взгляды людей, тогда как двусторонняя аргументация больше действует на людей, которые вначале негативно настроены по отношению к содержанию пропаганды, т.е. когда аргументы противоречат их установкам. В исследованиях было выявлено, что люди с более высоким образовательным уровнем предпочитают двустороннюю аргументацию, а люди с более низким уровнем образования сильнее поддаются односторонней аргументации. Наиболее интересным выводом из исследований является то, что освещение события с двух точек зрения способствует выработке таких установок и взглядов, которые впоследствии оказывают повышенную способность к сопротивлению контрпропаганде., т.е. информации, идущей из другого идеологического источника. При односторонней аргументации контрпропаганда почти полностью снимала эффект ранее предпринимавшегося пропагандистского воздействия, в то время как при двусторонней эффект контрпропаганды почти полностью снимался из-за имевшегося у слушателей своеобразного иммунитета.

Важным моментом в построении сообщения является вопрос о том, надо ли в нём формулировать соответствующие выводы, или же предоставить эту работу самой аудитории. Психологами проводились эксперименты, и результаты исследований позволяют сделать выводы: в аудитории. Состоящей из хорошо образованных людей, при обсуждении не очень сложной проблемы формулировку выводов вполне можно предоставить самой аудитории. Если же уровень подготовки аудитории недостаточно высок или в сообщении содержится сложный ряд доказательств, то лучше всего оказывается тот вариант когда коммуникатор делает выводы сам.

В изменении мнения аудитории по тому или иному вопросу большими активизирующими возможностями обладает групповая дискуссия. Как показали исследования проблем групповой дискуссии, по своей убеждающей силе она превосходит не только публичную лекцию, но и индивидуальную беседу. Эффект её продолжает возрастать и спустя длительное время после проведения дискуссии.

Музыкальное искусство не может существовать без слушателей. И если с потребителями популярной музыки не возникает проблем, то музыкантам академического искусства приходится прилагать немало усилий для воспитания своей аудитории. Но в конечном итоге именно в недрах классической музыки содержатся наивысшие эстетические и этические ценности общества. 

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация