Отделение хорового и сольного пения. Методические разработки.

 «Работа с «гудошниками» в младшей группе хора»

(Сорокина Т.А., преподаватель хоровых дисциплин) 

Проблема работы с детьми, у которых есть « нарушение нормального голосообразования»,  является актуальной и будет актуальной всегда, так как в музыкальную школу приходят учиться дети с различным уровнем музыкальных способностей.

У таких учащихся с первого класса выявляется не только резкое смещение  и ограничение диапазона голоса, но и ряд других нарушений: патологическое качество звучания (сипы, хрипы, спастическое, темное звучание), резко твердая либо придыхательная атака звука, отсутствие легато, ограниченный фонационный выдох.

Поиски методов работы с гудошниками должны быть направлены не только на исправление интонации и расширение диапазона, но и на воспитание основных качеств певческого голоса.

Причины первичных нарушений голосообразования могут быть:

  1. Заболевания хронические и острые, во время которых не был соблюден голосовой режим, испуг, психическая травма, перенапряжение голосового аппарата.
  2. Следствие неквалифицированного певческого обучения. Это дети, у которых родители либо пели в эстрадной манере, либо увлекались громкими маршеобразными песнями, в которых применяется твердая атака.
  3. В наличии высокого процента «гудошников» определенную отрицательную роль играет и звучащий эфир. Дети подражают грудным голосам эстрадных певцов, пению «шепотом», повторяют недозволенные для неокрепшего детского голоса приемы вокального звукообразования. Использование крайних нюансов динамики или твердой и придыхательной  атаки может вызвать нарушение чистоты интонирования и резкое снижение неокрепшего детского голоса.

Есть еще группа детей, которых называют «лжегудошниками». У таких детей, как правило, ларингоскопическая норма. Такие дети, зачастую, очень впечатлительны, нервозны. Эти учащиеся обычно хорошо поют в хоре, но даже при успешном развитии певческого голоса в дальнейшем при сольных и ансамблевых выступлениях у них бывают срывы. В остальных же случаях «лжегудошниками» оказываются дети, которые трудно привыкают к школе. «Гудение» таких детей в сентябре – своеобразная форма неприспособленности к школе.

Работа по исправлению нарушений голосообразования дает результаты не сразу. Особо трудно работать с детьми, когда нарушения вызваны тяжелыми хроническими заболеваниями не только органов голосообразования, но и центральной нервной системы.

Практическую работу с гудошниками в первом классе можно поделить на три этапа.

1 этап: (4 – 5 уроков) Основная  задача: направить внимание учащихся на качество звучания голоса, на овладение основными певческими навыками (легато, мягкая атака, свобода артикуляционного аппарата, нормальная сила звука).

При работе над вокальными упражнениями и песнями детям необходимо предлагать спеть «тоньше», «нежнее», «достать звуки». Полезно петь на слоги «лю», «ле», «ли», «ля», «да». Иногда предлагать учащимся петь про себя.

Говорить, чтобы во время вдоха дети раздвигали крылья носа и удерживали их в таком положении во время исполнения. При этом лицо должно быть приветливым, как будто вы улыбаетесь.

Необходим правильный эмоциональный настрой. Детям говорят, что петь могут научиться все, даже если сейчас еще не у всех получается красиво.  Надо только постараться петь повыше. Иногда учитель индивидуально обращается к ребенку и говорит ему спеть сейчас со всеми тоненько, заставить свой голос достать эту высоту.

Через месяц такой работы начинают петь все «лжегудошники». Примерно таких же результатов может достигнуть и значительная часть «подлинных гудошников». Как правило, это дети, прошедшие неправильную «певческую школу». Некоторые «трудные» дети тоже начинают исправляться. Огромную роль здесь играют эмоциональность, контактность, общие способности ребенка, задатки вокального слуха.

2 этап: (5 – 15 уроков). Необходим особый контроль над такими детьми. Подающих надежды «гудошников» сажают между чисто интонирующими учащимися. Трудным детям говорится, что они сами могут поднять руку и сказать, что уже могут петь точнее и выше. Также, сильным детям предлагается задание иногда анализировать  пение гудошников. Детям с нечистой интонацией предлагается петь «про себя», когда поют сильные дети. Также предлагается вслух больше петь на слоги, чем со словами. Необходимо постоянно вселять уверенность таким детям, говорить, что у них получится красиво петь, только для этого надо стараться петь правильно, тоньше и «тянуть» звуки.

Очень помогают иногда старшие дети, «бывшие гудошники». Можно организовать индивидуальные беседы старших со младшими. Главное – заставить поверить ребенка и его родителей в возможность нормального певческого развития каждого из детей.

Индивидуальное внимание «гудящим» уделяется в процессе всего урока: открой шире рот, не надо напрягаться, подними выше голову. Некоторым детям удобнее петь на какой – то определенный свой слог. Найдя его, ребенок в классе поет «про себя» на этот наиболее удобный для него слог, а дома на этот же слог поет вслух. Некоторым детям помогает опора на мышечное чувство («зевок», «чувствовать крылья носа»).

Основной же метод работы на данном этапе – работа по группам.

На репетиции дети садятся так: 3 ряд – чисто интонируемые дети, среди них 2 – 3 подающих надежды гудошники.

Во 2 ряд сажают детей с сильным сипом из – за заболеваний органов голосообразования и тех детей, которые только что начали чисто петь.

Первый ряд – гудошники, требующие индивидуального внимания и обследования общего состояния здоровья.

Процесс разучивания песни на данном этапе идет примерно так:

Показ песни учителем и чтение текста.

Пение учителем 1 куплета – весь класс поет «про себя», с активной артикуляцией, выразительно.

Пение 1 куплета 3 рядом (без сидящих среди них «гудошников»), остальные поют «про себя».

Песню поет весь класс на слоги.

Песню поет весь класс со словами.

Постепенно, к концу 2 этапа, обнаруживается, что у некоторых учащихся произошел сдвиг по основным параметрам (диапазон, звуковедение, звукообразование, интонация, качество звучания, фонационный выдох).

3 этап: индивидуальный подход к оставшимся гудошникам. Детей с серьезными заболеваниями органов голосообразования, (ларингит, астма, логоневроз, дети с заболеваниями слуховых органов) исправлять гораздо легче, чем с психоневрологическими.

Работа с детьми, у которых заболевания органов голосообразования: наиболее эффективнее в работе с такими детьми являются методы: требование большей эмоциональности в пении и слушании, упражнения на развитие гармонического слуха, импровизация. Полезно несколько уроков помолчать. В этот период они на уроке «судьи», оценивающие пение товарищей. Затем им предлагается петь 2 – 3 урока с нормальной силой звука. Если в течение этих уроков сдвиг не наблюдается, снова рекомендуется молчание, затем пение «про себя» (3 – 4 урока) и опять пение вслух.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация