Отделение народных инструментов. Методические разработки.

Основные особенности постановки и восстановление игрового аппарата  балалаечника.

В процессе первоначальных занятий в специальном классе педагогу необходимо не только в доступной форме рассказать  учащемуся об основных моментах, связанных  с историей возник­новения русского народного инструментария, в частности бала­лайки, но и продемонстрировать фоно  записи выдающихся испол­нителей на русских народных инструментах, рассказать о совре­менных коллективах народных инструментов, о развитии народ­ной инструментальной музыки в нашей стране.

В начальный период обучения особенно большое значение  приобретает принцип наглядности: в данном случае здесь имеет­ся в виду педагогический показ, наполнение учащимися старших классов произведений, доступных детскому восприятию.

Уже на раннем этапе учебной работы учащийся должен со­ставить для себя с помощью педагога представление о мелодиче­ских и технических возможностях балалайки как сольного инст­румента, о названии его частей, о его роли в профессиональном оркестре и самодеятельном оркестре народных инструментов.

Посадка, постановка

От правильной посадки и постановки во многом зависит му­зыкальное развитие, совершенствование исполнительских навы­ков учащегося; начиная с первых уроков и до конца обучения, на эти моменты нужно обращать самое серьезное внимание.

Посадка играющего — момент, организующий исполнителя нал музыкальном инструменте. Учащийся должен быть внутренне подтянутым, собранным в процессе игры, как бы «слиться» с ин­струментом. От этого зависит развитие правильных мышечных  ощущений и, следовательно, качество пополнения. Педагог дол­жен следить за тем, чтобы во время занятий ученик не уставал:, правильная, без напряжения посадка обеспечивает наименьшую» утомляемость во время игры.

Ученика нужно приучать сидеть на половине стула, слегка на­клонившись вперед. Правая нога стоит перпендикулярно полу на всей ступне. Левая—ставится чуть впереди таким образом, что­бы ее пятка оказалась на уровне середины правой ступни.

Для правильной посадки учащегося необходимо обратить взи­мание на высоту стула: при стандартной его высоте учащемуся небольшого роста желательно подставлять под ноги подставку (дощечку, низкую скамеечку), чтобы обеспечить правильное по­ложение инструмента и корпуса исполнителя.

Важно следить ,и за тем, чтобы плечи учащегося находились на одном уровне. Не говоря о том, что поднятые или чрезмерно опущенные плечи вносят дополнительное мышечное напряжение,, неправильная посадка, при которой одно плечо оказывается вы­ше другого, может привести к серьезным костным изменениям* искривлению позвоночника.

Положение инструмента. Инструмент устанавливается уча­щимся таким образом, что нижний угол балалайки опускаете примерно до уровня нижнего порожка. Ступни и колени нахо­дятся на одном уровне, от расстояния между ними зависит Опти­мальное положение инструмента; расстояние между ногами по­могает найти устойчивое положение балалайки, при котором уче­ник не давит на угол инструмента. Таким образом, положение инструмента регулируется и корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей физического строения ученика.

Головка (в некоторых методических изданиях она называется «лопатка») инструмента должна находиться примерно на уровне плеча и на таком расстоянии от него, чтобы левая рука, поддер­живающая гриф, не была прижата к туловищу или чрезмерно удалена от него, она слепка приподнята в.локте.

.Балалайка имеет две основные точки «удержания» (опоры) корпус ее слегка прижат к туловищу и удерживается правой и левой ногами. Третья, дополнительная точка. опоры — внутренняя сторона предплечья правой руки, положенного примерно посере­дине между нижним порожком и верхним, углом 'Инструмента, (Положение предплечья зависит от особенностей физического сложения ученика.)

Инструмент должен быть обращен к исполнителю декой, плоскостью грифа так, чтобы он мог видеть лады, струны. Дека с вертикальной, плоскостью образует угол примерно в 40°.

Постановка левой руки. Плечо лавой руки должно без напря­жения, .свободно провисать вдоль туловища, локоть несколько отводится от корпуса исполнителя, его не следует прижимать к туловищу. Рука согнута в локте и ее предплечье направлено в сторону шейки грифа. Гриф балалайки помещается между фа­лангами большого и указательного пальцев и опирается запястьем ладони таким образом, чтобы большой палец прикасался внут­ренней стороной ногтевой фаланги к грифу на уровне третьего лада (при игре в 1 позиции), а указательный палец находился на уровне второго лада.

Гриф не должен ложиться во впадину между большим и ука­зательным пальцами, а также на ладонь, т. к. это может приве­сти к напряжению мышц, неправильному положению пальцев, а следовательно  к формированию технического дефекта в раз­витии двигательных навыков.

Запястье находится на одной линии с локтем.

На балалайке играют всеми пальцами правой руки. Схемати­чески  при игре в первой позиции пальцы левой руки располага­ются следующим образом: указательный (первый палец) —нахо­дится на втором ладу, средний (второй палец) — на третьем или четвертом ладах, безымянный (третий палец) — на шитом ладу, мизинец (четвертый палец) — на шестом, реже седьмом ладах, большой палец (б. п.), как было сказано выше, устанавливается на уровне третьего лада. Такое расположение пальцев на грифе инструмента сохраняется, в основном, при игре во всех позициях.

Палицы ставятся на лады в полусогнутом положении поду­шечкой ногтевой фаланги (молоточкам).

Прижимать струны на ладах следует с силой, необходимой для извлечения ясного, чистого звука, усилие должно быть на­правлено вдоль грифа. При исполнении не рекомендуется черес­чур удалять пальцы друг от друга или их соединять. Нельзя при­жимать третью струну большим пальцем при игре на первой  струне или убирать этот палец под гриф, т. к. это мешает точной смене позиций и нарушает работу кисти в целом.

Педагог должен самое тщательное внимание обращать на то, чтобы в процессе занятий на балалайке ученик не поднимал вы­соко над грифом пальцы левой руки и не убирал их под гриф. Чтобы научиться удерживать палицы, полезно поиграть специ­ально подобранные для этого навыка упражнения и этюды. Ра­боте третьего и четвертого пальцев как наиболее слабых следует уделить самое серьезное внимание. Отсутствие  тренировочного  материала,  способствующего  совершенствованию  постановки рук, может повлечь за собой крупные погрешности в техническом развитии, будет тормозить формирование (позиционного чутья, приведет к неправильной фразировке). С самого  начала  педагогу следует требовать от ученика точного исполнения аппликатуры в  разучиваемых этюдах, упражнениях, пьесах.

Постановка  правой руки. Одним из важнейших условий  испол­нительского роста учащегося является правильное владение  тех­никой движений правой руки. Только при наличии рационально, естественно организованных движений возможен сильный и в то же время мягкий, глубокий, красивый звук.

При правильном положении правой руки необходимо, чтобы предплечье своей естественной тяжестью легло примерно посе­редине между нижним порожком и верхним углом' балалайки. Пальцы правой руки находятся ближе к концу грифа. Такая по­становка руки обеспечивает наиболее качественное  в тембровом отношении и удобное звукоизвлечение.

После того, как найдена точка опоры предплечья, производит­ся естественный сгиб руки в запястье. Расстояние кисти от под­ставки  регулируется педагогом в соответствии с индивидуальны­ми особенностями строения руки ученика. Кисть не следует слиш­ком сгибать и остужать, т. к. это мешает правильному исполне­нию штрихов. Точный угол сгиба — один из основных моментов, влияющих на свободу движения запястного сустава. Следует за­метить, что в процессе игры необходимо следить, чтобы амплиту­да движений кисти не увлекала за собой и предплечье: пред­плечье и локоть правой руки не должны повторять кистевых дви­жений. При движении кисти в разные стороны (вниз и вверх) предплечье будет слегка разворачиваться, что и обеспечивает свободный ход кисти, при этом используется ее собственная сила тяжести.

В момент игры пальцы правой руки слегка присобраны, внеш­ние очертания кисти —мягкие, без острых углов.

Звукоизвлечение на балалайке производится указательным пальцем, которому придается овальная форма. Большой палец в это время направляется к основанию верхней фаланги сред­него пальца и обращен к внутренней стороне ладони. Все пальцы во время игры, как и кисть, мягкие.

При  некоторые приемах игры и исполнении отдельных штри­хов возможно легкое касание мизинцем панциря.

При постановке правой руки в начальной стадии обучения следует изучать удары вниз и вверх почти одновременно, причем по открытым струнам. Это позволяет учащимся сосредоточиться на выработке верных приемов игры.

Приемы звукоизвлечения и штрихи — основа музыкальной вы­разительности при игре на балалайке. Критерием правильно из­бранных приемов и штрихов является хорошее звучание инстру­мента. В ходе обучения учащийся должен освоить целый  ряд приемов игры и штрихов.

Основные приемы игры и штрихи расположены по принципу возрастаю­щей степени трудности

Приемы игры

Арпеджиато (arpegiato)—в нотах обозначается верти­кальной волнистой чертой перед аккордам. Это прием скольже­ния подушечки большого пальца пращой руки по открытым или прижатым на ладах струнам от более низкого к более высокому звуку. Исполняется скольжение не одновременно, а поочередно, от звука к звуку. Во время игры не рекомендуется сгибать боль­шой палец в ногтевой фаланге. Ногтевые фаланги четырех ос­тальных пальцев правой руки располагаются на корпусе инстру­мента, ближе к пятке грифа и опираются на запястье мизинца.

На этом приеме игры построен ряд пьес начального периода обучения.

Щипок  большим пальцем— обозначается этот прием в нотах—pizz, (Б.П.) Ногтевые фаланги четырех пальцев  охватывают корпус балалайки у пятки грифа. Большой палец ударяет по одной из трех струн только в одном направлении (вниз). Кисть в этом движении не участ­вует. После удара по струне палец фиксируется: при ударе по первой струне —на панцире, по второй струне — на первой, по третьей — на второй струне.

Удар большим пальцем — в нотах обозначается буквой «Б» над аккордом. Положение кисти правой руки такое же, как  при pizz. (б). Звуки аккорда извлекаются быстрым дви­жением большого пальца по всем струнам в одном направлении (вниз). Удар возможен с участием кисти и без нее в зависимости от характера произведения.

В процессе освоения оптимальной посадки и постановки рук особую роль играют названные выше три приема игры, которые являются переходными к освоению более сложных приемов эвукоизвлечения.

Бряцание — один из ведущих приемов игры. Обозначается этот прием следующим образом: удар вниз — V, удар вверх— А Бряцание — одинарный удар по всем струнам указательным  паль­цем. Звукоизвлечение происходит посредством равномерных бросков кисти вниз й вверх, одинаковых по силе, при этом дви­жении указательный палец задевает за струны, начиная от третьей струмы к первой (при ударе вниз) и от первой струны к третьей (при ударе вверх). Равномерность движений особенно важна при ударах вверх.

Бряцание используется при исполнении пьес, которым не свойственна певучесть и кантиленность. У бряцания есть несколько вариантов исполнения:

непрерывное чередование ударов вниз и вверх;

смещение сильных долей на  слабые:

удар вниз по всем струнам, вверх — только по первой струне;

удар большим пальцем по первой струне вниз, а указатель­ным— по всем струнам вверх.

При бряцании необходимо сладить за правильным положе­нием кисти: она свободна и согнута в запястье, предплечье не­сколько помогает кистевому движению.

Достаточно часто в музыкальной литературе встречается так называемое бряцание с подцепом, оно наполняется сле­дующим образом: щипок по одной струне снизу вверх чередуется с ударом по всем струнам сверху вниз. Собственно подцеп — это извлечение звука подушечкой указательного пальца по одной струне (правая рука движется снизу вверх). Данным приемом можно играть «на первой и второй струнах.

Двойной щипок — двойное пиццикато — в. нотах обозначается pizz (2). Это поочередные удары по струне боль­шим и указательным пальцами  верх и вниз. Он  относится к числу основных приемов игры. Движения кисти правой руки в ос­новном должны оставаться такими же, как при игре  бряцанием, но  амплитуда движений значительно уже. Возможны два вариан­та исполнения этого приема:

а)         .большой палец находится немного впереди указательно­го— при таком положении легко играть на первой струне и зна­чительно сложнее на других:

б)         указательный палец находится несколько впереди большо­го— такое положение пальцев более удобно при игре на всех струнах.

Во время исполнения этого приема игры учащийся должен видеть внутреннюю сторону ладони. Все пальцы, кроме указа­тельного и большого, полусогнуты и не прижаты к ладони.

Дробь — перебор — в нотах обозначается сокращенно «Др.» и волнистой чертой перед аккордом. Извлечение звука происхо­дит за счет поочередных ударов по струнам пальцев правой руки сверху вниз и снизу вверх. Кистевое движение не носит быстро­го характера, оно напоминает перебор струн, как при игре арпеджиато. Этот прием игры имеет четыре разновидности:

а)         большая дробь — в нотах обозначается «Б. Др.» и волнистой вертикальной чертой перед аккордом. Звук извлекает­ся посредством поочередных ударов ногтей пальцев от мизинца к указательному, завершает удар подушечка большого пальца;

б)         малая дробь — в нотах обозначается «.М. Др.» и вол­нистой вертикальной чертой перед - аккордом; извлечение звука происходит за счет поочередных ударов ногтями четырех пальцев от мизинца к указательному, большой палец в исполнении малой дроби не участвует. При наполнении большой и малой дроби в исходном положении пальцы прижаты друг к другу, а затем сле­дуют поочередные удары пальцев по струнам (от мизинца).

в) обратная дробь — обозначается в нотах вертикаль­ной волнистой чертой; обычно перед ней используется удар вверх (А), обратная дробь представляет собой поочередные уда­ры подушечками четырех пальцев (без  большого). Это яркий, эффектный прием исполнения. Дробь начинается с указательного  пальца и кончается мизинцем, при этом пальцы разомкнуты, а суставы пальцев фиксированы. Дробь осуществляется кистевым движением с небольшим участием предплечья.

г) непрерывная дробь — обозначается также волнистой  вертикальной чертой перед каждым аккордом. Этот прием испол­нения возможен в двух вариантах:

  1. указательный палец движется снизу вверх от первой к третьей струне, следом идет большая дробь вниз ('с участием большого пальца); движение повторяется многократно, беспре­рывно;
  2. указательный палец движется от первой к третьей струне вверх, затем исполняется малая дробь сверху и большой палец выполняет прием арпеджиато, « в более быстром темпе. Чаще данный прием используется в ритмической последовательности «восьмая — четверть — восьмая».

Пиццикато левой рукой — в нотах обозначается зна­ком « + » на и или под нотой и имеет два способа звукоизвлечения:

а)         если нота, над или под которой значится « + », находится по 'написанию ниже предыдущей и связана с «ней лигой, звук из­влекается сдерживанием пальца вниз со струны движением к ла­дони с предварительным энергичным ударом правой руки по предыдущей ноте;

б)         если нота, над или под которой значится « + », находится по написанию выше предыдущей и связана с ней лигой, звук из­влекается сдергиванием пальца левой руки вниз со струны на месте извлекаемого звука (движением к ладони). От силы одер­гивания зависит сочность звука.

Тремоло — в нотах обозначается trem. или тремя диаго­нальными линиями на штиле ноты или аккорда. Тремоло пред­ставляет собой быстрое равномерное чередование ударов по стру­не (в обе стороны) кисти правой руки, дающее возможность по­лучить на инструменте непрерывный звук любой длительности. Тремоло — единственный прием игры для исполнения певучих, кантиленных произведений. Звукоизвлечение происходит за счет ударов указательного пальца (прием напоминает бряцание, толь­ко исполняется быстрее), амплитуда движения кисти короче, чем при бряцании. Различаются три вида тремоло:

а)         игpa по трем струнам;

б)         игра по двум унисонным струнам (второй и третьей), в этом случае первая струна приглушается за счет прикосновения к ней пальцев левой руки;

в) тремоло по одной струне (первой) —здесь указательный палец выполняет функцию медиатора, при этом приеме игры ми­зинец, безымянный и средний пальцы слегка прижаты друг к другу .и являются опорой для указательного пальца. Большой палец подведен к среднему, слепка прикасается к указательному (это придает упругость и гибкость указательному пальцу).

Глиссандо — в нотах обозначается gliss. и волнистой чер­той от одного аккорда (звука), к другому аккорду (звуку). Глис­сандо— это прием скольжения от одного звука (аккорда) к.дру­гому (в нисходящем или восходящем движении). Характерно, что при выполнении этого приема аккорд 'или нота звучит на про­тяжении всего пути от звука (аккорда) к следующему. Глиссан­до не должно нарушать ритмическую структуру, оно исполняется за счет длительности первого звука (аккорда), причем скорость движения пальцев должна быть обязательно равномерной. В кон­це глиссандо звук или аккорд исполняется  более частым тре­моло.

Портаменто — обозначается волнистой чертой между нотами. Это быстрый скользящий 'переход от одного звука (аккор­да) к другому. Обычно этот прием используется в скачкообраз­ном, залигованном движении мелодии. Портаменто похоже на глиссандо, но более трудно в  исполнении. Сила звука при испол­нении портаменто в отличие от глиссандо во время скольжения уменьшается (прекращается давление пальцев на струны).

Вибрато — в нотах обозначается Vibr., для получения виб­рато слепка надавливают ладонью правой руки в запястье, на струну за подставкой инструмента, одновременно большой палец ■извлекает звук приемом пиццикато. В том случае, когда вибрато заполняется указательным пальцем, запястье и основание мизин­ца нажимают струну за подставкой. Для того, чтобы регулиро­вать высоту звука, надавливают и на струну за подставкой, и на подставку. Вибрато во время исполнения тремоло достигается колеблющимся движением кисти и пальцем левой руки, при этом первая струна смещается поперек грифа, изменяется ее натя­жение.

Гитарный прием — употребляется при исполнении аккор­дов: сначала следует щипок третьей струны большим пальцем, затем одновременно указательным —второй, а средним—первой струны. В данной ситуации третья струна играет как бы роль баса, а вторая и первая — аккомпанемента. Разновидностями ги­тарного приема являются также:

а)         равномерный перебор по трем струнам;

б)         равномерный щипок трех струн.

Флажолет

Флажолет обозначается кружочкам над нотой. Извлечение звука происходит путем легкого прикосновения подушечки ног­тевой фаланги одного из четырех пальцев левой руки к струне над металлической полоской и быстрого отстранения пальца от струны после удара по ней пальцев правой руки. Натуральные флажолеты извлекаются на 5-м, 7-м, 12-м, 17-м, 19-м, 24-м ладах.

Исполнение искусственных флажолетов ввиду их большой технической сложности в музыкальной школе не рекомендуется.

Восстановления игрового аппарата балалаечника

В настоящее время в музыкальных учебных заведениях обучается огромное количество молодых людей, и многим из них рано или поздно, частично или в полной мере приходится сталкиваться с проблемой профзаболеваний или переигрывания рук.

Грамотная постановка исполнительского аппарата музыканта - залог плодотворного творческого долголетия. Способность музыканта анализировать двигательные процессы при игре на своём музыкальном  инструменте - это основа успешного обучения и профессионального роста музыканта-исполнителя. Игнорирование же столь острого вопроса может привести к профзаболеванию игрового аппарата, к замедлению технического роста, а в худшем случае может встать вопрос о смене профессии.

Основные ошибки при игре, ведущие к профессиональным заболеваниям. На данный момент существует несколько исполнительских школ игры на балалайке, и у каждой школы есть своё видение некоторых постановочных моментов игрового аппарата. Но ошибки, ведущие к профзаболеваниям игрового аппарата музыканта, рассмотренные в данной статье, могут быть характерны для любой исполнительской  школы.

Бряцание

1. Основной и самой распространённой ошибкой при игре этим приёмом является полная изоляция плеча посредством сильного прижатия локтя к верхнему углу корпуса балалайки. В этом случае повышенная нагрузка возлагается на мышцы предплечья и кисти, что может привести к возникновению болей в области локтевого сустава, предплечья и запястья.

2. Как следствие первой ошибки возникает ещё одна - это постоянное напряжение в области предплечья и отсутствие ротационного движения (как залога правильного распределения нагрузки между мышцами предплечья). Очень важно обращать внимание на поочерёдную работу групп мышц во время падения руки вниз (расслабление мышц плеча - бицепса) и при подъёме (расслабление мышц предплечья - плечелучевой мышцы) - это является своеобразным микро отдыхом при совершении переменных ударов. Грамотное и рациональное распределение нагрузки мышц правой руки поможет избежать многих проблем, связанных с развитием профессиональных заболеваний.

Тремоло

1.         Самой распространённой ошибкой при исполнении приёмом тремоло является игра изолированной кистью. При этом происходит полная блокировка мышц плеча и частично локтевого сустава, а также мышц предплечья. Все усилия, которые должны распределяться между этими отделами руки, возлагаются на лучезапястное сочленение, анатомическое строение которого не рассчитано на длительные перегрузки. Следствие такой ошибки - возникновение болей, а затем опухолей в области запястья.

2.         Также распространённой ошибкой является полная блокировка плеча (идентичная ошибка при исполнении приёмом бряцание). Происходит пережатие плеча, локтевого сустава и как следствие - возникновение болей в этих областях руки.

Двойное пиццикато

1. Часто встречающаяся ошибка при извлечении звука приёмом двойное пиццикато - игра только большим и указательным пальцами без участия кисти и всей руки. При этом огромная нагрузка ложится на группы мышц кисти, а именно на мышцы большого пальца, на ладонные, тыльные мышцы и на лучезапястный сустав. Следствие ошибки - перегрузка мышц кисти и лучезапястного сустава.

2. Другим видом ошибки является отсутствие ротационных движений в предплечье в совокупности с опусканием и поднятием плеча. Только единая направленность работы мышц плеча, предплечья и мышц кисти позволит добиться правильного звукоизвлечения этим сложным приёмом игры.

Также важно отметить, что в основе извлечения звука приёмом двойное пиццикато лежит принцип звукоизвлечения  приёмом бряцание, в основе которого «ударная» природа звукообразования. Наиболее оптимальным видится другой вариант звукоизвлечения, использующий сочетание ударной и щипковой природы. Отличие от бряцания здесь заключается в том, что особая роль принадлежит пальцам - большому и указательному, которые обрабатывают поочерёдно струну вниз и вверх, с приблизительным углом зацепа струны, равный 45 градусам, при звукоизвлечении пальцы корректируют  тембровую окраску звука.

Вибрато

3.         Распространённая ошибка при извлечении звука этим приёмом - игра только указательным пальцем без использования работы плеча и предплечья как единого сочленения. Следствие - страдает качество звука, возникает излишнее напряжение и боли в области кисти и запястья.

4.         Добиваться вибрации с помощью движений одного запястья так же является ошибочным действием. Это незамедлительно сказывается на качестве звука (появляется гнусавость, сдавленность), на скорости исполнения, а также это может спровоцировать и пережатие лучезапястного сустава, о. последствиях чего было изложено выше.

Пиццикато большим пальцем

1. Велика опасность возникновения привычки извлекать звук посредством усилий только большого пальца. Большой палец лишь  корректирует тембр, направление воздействия на струну и помогает в технически сложных местах произведения, где требуется большая скорость. Основная же работа принадлежит здесь единому сочленению плечо-предплечье-кисть-большой палец, от которого зависит сила воздействия на струну.

2. Ещё одна распространённая ошибка, которая встречается в основном у начинающих исполнителей, - проявление «хватательного» рефлекса, когда пальцы правой руки крепко захватывают корпус балалайки. Такая постановка несёт за собой возникновение излишнего напряжения в кисти и запястье, что также может привести к болезненным ощущениям во время игры. Пальцы не должны цепляться с силой за корпус инструмента по краю панциря, они должны лишь касаться его, а лучше делать упор четырех пальцев на плоскость панциря. В дальнейшем такая постановка руки позволит без потери времени переходить на гитарные и другие приемы игры.

Способы восстановления игрового аппарата балалаечника, связанные с проблемами профессиональных заболеваний рук. Существуют различные способы восстановления игрового аппарата музыканта - от лечебной гимнастики и массажа до инъекций и хирургических вмешательств. Рассмотрим некоторые способы восстановления рук, к которым можно обратиться в домашних условиях.

Лечебный массаж рук

При лечении профессиональных болезней рук применяются различные методы. Один из них - щадящий массаж конечностей. При болезненном ощущении в той или иной части руки, нужно проводить массаж не только этой области, но так же «захватывать» соседние участки руки. Это делается для того, чтобы пропустить ток крови к зажатой области. Воздействуя же только на болезненную область, разогревая только её, мы можем причинить вред, усугубив боль и воспаление. Самомассаж должен проводиться только вдоль волокон мышц, ни в коем случае нельзя прибегать к интенсивным поперечным движениям, это может повредить как целостность  мышц, так  спровоцировать новые болезненные ощущения. Последовательность проведения массажа: I.поглаживание, 2.растирание, 3.разминание, 4.поколачивание, 5. вибрация, более мягкое воздействие на сустав, 7. поглаживание.

Массаж должен вызывать ощущение приятного тепла и комфорта. Лёгкая болезненность при разминании особо скованных мышц в первое время может ощущаться, но речь идёт только о лёгкой болезненности, а не усилении боли. Применение специальных кремов и масел сглаживает болевые ощущения, массаж получается более тактичным, щадящим, приятным. Массаж противопоказан при воспалительных заболеваниях в области суставов.

Следует отметить также, что руки исполнителя должны всегда находиться в тепле. Нельзя допускать частого или систематического переохлаждения мышц. Плохое кровоснабжение может незамедлительно сказаться на здоровье мышц игрового аппарата не только балалаечника, но и любого музыканта.

Также следует уменьшить силовые физические нагрузки на руки, т.к. аппарат плечевого пояса очень тонкий, состоит из множества мелких мышц и сочленений, которые у музыкантов задействованы в большей степени по сравнению с людьми других профессий. Здоровье этих мельчайших мышц - залог профессионального долголетия.

Массажные шарики. Массаж осуществляется пластмассовым шариком, покрытым иголками, диаметром до 7 мм. Он позволяет легко проводить массаж и самомассаж и применяется для улучшения кровообращения и питания кожных покровов, для снятия напряжения с мышц. Имеет разогревающее действие. Оказывает точечный массаж на ладони.

Эластичные массажные кольца. Массаж пальцев таким кольцом-массажёром оказывает расслабляющее или тонизирующее действие, показан для укрепления и повышения тонуса мышц, снимает усталость, улучшает кровообращение.

Роликовые   массажёры представляют собой ролик, покрытый иголками. Иголки могут быть как металлическими или магнитными, так и пластмассовыми. Ролик прикреплён к ручке. Перекатывание ролика по определённому участку тела даёт эффект микромассажа. Такие массажёры дают местнораздражающее, разогревающее действие, усиливая циркуляцию крови на любом участке тела.

Перечисленные массажные приспособления служат профилактикой мышечных заболеваний, а также помогают при лечении болезней, если используются в комплексе с другими средствами.

Лечебные мази при заболевании рук

С целью снятия острых болей применяют охлаждающие мази (меновазин, индовазин, диклофенак, троксевазин - гель, гепариновая мазь, кетонал, диприлиф), в состав которых входит ментол. Такие мази быстро снимают боль и имеют отвлекающее действие.

Разогревающие мази применяют после использования  охлаждающих, когда получен эффект снятия болевого ощущения. Разогревающие мази нельзя применять сразу после получения травмы.

Мази на основе пчелиного яда (апизартрон, унгапивен) и змеиного яда (випросал), камфоцин, бен-гей, финалгон, эспон, эфкамол являются разогревающими, обладают раздражающим и отвлекающим действием. Разогревающие мази и крема усиливают ток крови на данном участке, что способствует более быстрому снижению болевых ощущений. Так же следует помнить, что мазь не лечит причину болезненного ощущения, а лишь ненадолго снимает боль и её симптомы.

Очень важно отметить, что разогревающие мази нельзя наносить на воспалённые участки тела, на гнойные опухоли, на повреждённые кожные покровы. Это спровоцирует ещё большее воспаление и усилит боль.

Медовые компрессы

При лечении опухолей в народной медицине применяют «медовые лепёшки». Мёд смешивается с мукой до вязкой консистенции,прикладывается к больному месту, прикрывается полиэтиленом, привязывается бинтом и накрывается шерстяной повязкой. Такую процедуру следует проводить на ночь. Мёд обладает противовоспалительным  действием, разогревает и снимает боль, а так же способствует рассасыванию опухоли.

Компрессы с димексидом

Димексид - химическое вещество, обладает хорошим противовоспалительным и обезболивающим эффектом, рассасывающим свойством, а так же улучшает обмен веществ в области применения. Этот препарат эффективен при лечении артритов и синдрома запястного сустава. Препарат аллергичен, поэтому перед началом лечения нужно обязательно провести пробу на чувствительность к этому препарату. Также следует помнить, что димексид можно накладывать только на два часа, т.к. при долгом воздействии на кожу этот препарат может вызвать ожог.

Комплексы гимнастик

Здоровье игрового аппарата также зависит от занятий различными индивидуальными расслабляющими упражнениями, разнообразными физическими нагрузками на плечевой пояс без утяжелителей, гимнастикой. Замечательный комплекс суставной гимнастики для расслабления и поддержания подвижности суставных сочленений разработал М.С.Норбеков, А.А.Александров. Поддержание тела и игрового аппарата в хорошей физической форме - это одна из важных составляющих успешной карьеры музыканта-исполнителя.

В данной статье рассмотрены основные ошибки постановки рук балалаечника и их следствия, которые чаще всего возникают в процессе обучения игры на инструменте. Следует отметить, что грамотная постановка игрового аппарата - это очень важный вопрос, касающийся как самих исполнителей, так и преподавателей музыкальных учреждений. Любой исполнитель должен вовремя предупреждать и уметь устранять причины и последствия перетруживания рук. Также в статье представлены некоторые способы восстановления игрового аппарата. Но важно знать, что продолжающиеся и усиливающиеся боли в руках - это первый «звонок», который предупреждает о том, что нужно незамедлительно обратиться к врачу, специализирующемуся на данных вопросах. За здоровьем игрового аппарата музыкант должен следить на протяжении всей исполнительской деятельности, т.к. это залог технической свободы и профессионального долголетия.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация