Отделение народных инструментов. Методические разработки.

СЛАЙД № 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАРЛА ОРФА

          СЛАЙД № 2. С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие. Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыкальному искусству, которое, являясь частью художественной культуры, наиболее глубоко и эмоционально воздействует на ребенка, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность, создает предпосылку для активной творческой деятельности.

         СЛАЙД № 3.Необходимо отметить, чтов настоящее время особо остро стоит вопрос о формировании духовного мира детей. Важным условием, обеспечивающим возможность реализации культурного и духовного потенциала каждой личности, является его обогащение впечатлениями, обращение к традициям и истокам народного искусства, культуры в целом, а также развитие его эмоциональной сферы.

          СЛАЙД № 4. Музыку невозможно воспринимать, понимать, постигать, исполнять без эмоций, которые составляют основу её содержания. Эмоции ребенка являются своего рода «посланием» к окружающим его взрослым о его состоянии. Они играют важную роль в жизни детей, а именно: 1) помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации; 2) выполняют оценочную роль; 3) побуждают ребенка к деятельности.

           СЛАЙД № 5. Система музыкального воспитания  Карла Орфа основывается на воспитании  музыкальной культуры личности, развитие ее творческого потенциала через приобщение к национально ориентированному музыкальному искусству, развитию природной музыкальности, а также включение в активную творческую деятельность.Музыка «детства» различных народов мира – это одновременно и музыка для современных детей.

             СЛАЙД № 6. Небольшаябиографическая справка.Карл Орф – немецкий композитор-экспрессионист и педагог, по национальности – баварец. Бавария – удивительный горный край с красивейшей природой, богатой мифологией и развитой фольклорной традицией, которая нашла свое непосредственное отражение в его музыкально-педагогической идее. К.Орф родился в Мюнхене в 1895 г. Он научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже сочинял музыку для своего собственного кукольного театра. Наиболее известен кантатой «Кармина Бурана» (1937). Будучи крупным композитором XX века, он также внёс большой вклад в развитие музыкального образования.

            СЛАЙД № 7. В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 году совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца «Гюнтершуле» в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Карл Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования, которая стала основой всей его музыкально-педагогической концепции. 

           СЛАЙД № 8. Основа системы музыкального образования  К. Орфа – «Schulwerk» одна  из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.  Перевод с немецкого языка означает «обучение в действии» – именно так звучит одна из главных идей Шульверка. Ребенка приглашают в Шульверк не как гостя, а как соавтора и создателя своего собственного музыкального мира.     

           СЛАЙД № 9. Шульверкэто пятитомная антология музыки для детей, которая собрана и обработана К. Орфом для пения в сопровождении ансамбля орфовских инструментов, (которые представлены на следующем слайде СЛАЙД № 10). Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям. Основу Шульверка составил южно-немецкий фольклор: магический и классический календарный. В последних томах Орфом использован фольклор и других европейских народов: французский, датский, шведский, английский. Он был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, доступная переживанию в детском возрасте и соответствовала психике ребенка.

          СЛАЙД № 11.Главный принцип педагогики  «Учимся, делая и творя» - позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе познать ее в реальном, живом действии.Собственное детское творчество – пусть самое простое, собственная детская мысль – пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей. Такова одна из общих идей, лежащая в основе «Шульверка».

          СЛАЙД № 12. Следует подчеркнуть, чтопедагогическая система        К. Орфа обладает такими качествами, как: 1)  универсальность, гибкость, что обеспечивает отличное сочетание ее с другими методиками; 2) высокой адаптивностью к различным национальным условиям; 3) «Элементарное музицирование», учитывает индивидуальность каждого ребенка; 4)  создает потенциал для развития творческой деятельности, как детей, так и педагогов.

          СЛАЙД № 13. Обучая детей навыкам коллективного музицирования  К. Орф желает упор на: 1) пение; 2) импровизацию; 3) движение; 4) игру на простейших ударных инструментах. Орф считал, что для детей необходима своя особая музыка, доступная переживанию ребенка. Это музыка, неразрывно связанная с речью и движением, она есть у всех народов мира. Ее Орф назвал элементарной, что означает «относящийся к элементам, к основным веществам, первозданный, изначальный»… «Элементарная музыка» - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушатель, а как ее участник».

             СЛАЙД № 14. «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать». Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Не только «знать», но и «сделать», или, быть может, еще точнее: «сделать» и в силу этого – «знать».

             СЛАЙД № 15.  Основную роль в процессе музыкального воспитания К. Орф отводит формированию тембрового слуха и ритмического чувства. Этому содействуют: 1) музыкально-ритмические движения – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления; 2) игра на музыкальных инструментах. Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпили) мелодические ударные инструменты  с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). А также блокфлейты, некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах. Звучащие жесты (это техника ритмической игры на собственном теле). Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой. А также шары, ткани, палочки, стаканы, веревки  и даже мыльные пузыри. 3) речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. К. Орф переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма; 4) музыкальная декламация.

            СЛАЙД № 16. Система музыкального воспитания Орфа получила наибольшее распространение в таких странах, как: Япония, Канада и США, Великобритания, Чехословакия и Россия. Автор «Шульверка» часто обращался к различным ладам народной музыки (фригийский, эолийский, дорийский). По замыслу К. Орфа музыкальное воспитание должно опираться на национальные музыкальные корни, отталкиваться от самых глубоких пластов интонационного сознания, заложенных в фольклоре. И для разных национальных культур эти основы могут существенно различаться. Поэтому появление национальных изданий «Шульверка» всегда является не просто текстовым переводом, но поиском интонационных параллелей между логикой орфовской системы музыкального воспитания и национальным интонационным словарем. В каждой стране «Шульверк» обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным  и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором.  И смысл не в том, чтобы присочинить к моделям «Шульверка» что-то новое, а в том, чтобы найти это новое  в своем народном богатстве и вдохнуть в него современную жизнь.

Презентация

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация