Отделение народных инструментов. Методические разработки.

Подбор репертуара и индивидуальный план

(Скопина Т.В., преподаватель по классу балалайки и гитары) 

При подборе репертуара педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения превышающие музыкально исполнительские возможности обучающегося и несоответствующие его возрастным особенностям. В отдельных случаях можно включить в индивидуальный план произведения из репертуара следующего класса. Репертуар, обучающегося должен быть разнообразным по содержанию и стилю.

В индивидуальный план обучающихся, как и в экзаменационную программу, следует включать произведения крупной формы, русских, зарубежных, коми, советских и современных композиторов, лучшие образцы народного фольклора, пьесы оригинального жанра и музыку старинных авторов, т.е. репертуар должен быть разнообразен по содержанию, форме, стилю и фактуре.

Для расширения музыкального кругозора помимо произведении детально изучаемых в классе, следует знакомить детей с рядом пьес, не требуя выучивания наизусть.

Педагогу также необходимо знакомить обучающегося с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении музыкальных произведений.

В процессе классной работы необходимо уделять внимание игре в ансамбле, чтению нот с листа, подбору произведений по слуху. Педагог должен уделять внимание развитию навыков самостоятельного осмысления разбора музыкальных произведений, умению грамотно читать с листа.

Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации домашней работы и самостоятельного контроля.

Для воспитания в детях восприятия и слушания музыки педагогу следует напоминать детям и их родителям чаще посещать концерты, проводимые в городе. На занятиях, по возможности, слушать пьесы, изучаемые обучающимися в исполнении выдающихся мастеров.

С помощью музыки на занятии педагог должен знакомить детей с колоритом края, в котором мы живём, прививать любовь к Родине. Для этого необходимо слушать и изучать произведения Коми композиторов.

В целях усовершенствования учебно-воспитательной работы педагогу по специальности следует поддерживать тесный контакт с педагогами музыкально-теоретических дисциплин, с родителями. Необходимо практиковать выступления обучающихся не только в стенах школы, но и за её пределами, воспитывая в детях артистизм, любовь к сцене.

 

Пояснения к техническому зачёту

Пояснения к комплексу

Гамма в одну октаву для 3-5 классов

Гамма в две октавы для 6 класса

Штриховые варианты (для всех классов)

  1. legato + non legato
  2. короткое legato
  3. короткое legato и два staccato
  4. два staccato и короткое legato
  5. staccato

Ритмические варианты

  1. Восьмая две шестнадцатые - 3-5 кл.
  2. Две шестнадцатые, восьмая -3-5 кл.
  3. Дубль штрих на каждую восьмую - все классы.
  4. Триоли на каждый звук - все классы.
  5. Пунктирный ритм восьмыми - 3-5кл.
  6. Пунктирный ритм шестнадцатыми – 6 кл.
  7. Пунктирный ритм обратный – 6 кл.
  8. Двуоли -6 кл.
  9. Триоли-6 кл.

Ю.Квартоли - все классы.

11 .Хроматическая гамма в одну октаву – 6 кл.

Длинное арпеджио.

  1. Четвертями в одну октаву-3-5кл.
  2. Восьмыми в две октавы -6 кл.

Аккорды

1. По тоническому трезвучию – 6 кл.

При сдаче технического зачёта обучающийся должен знать терминологию (см. музыкальный словарь).

 

Знания обучающихся

1        класс

     На начальном этапе ребенок должен освоить упражнения доигрового периода, а затем и игрового периода. К концу первого полугодия он должен свободно играть легкие пьесы большим пальцем правой руки (пиццикато). В конце второго полугодия он должен самостоятельно контролировать посадку, правильно держать медиатор, освоить прием кистью, включать в работу все игровые пальцы левой.

2        класс

     За время обучения во втором классе обучающийся должен освоить несколько приемов игры: игра кистью с предплечьем (при исполнении тремоло), самостоятельно регулировать изменения тембра, динамические оттенки.

3        класс

     Нужно уделить большое внимание укреплению пальцев левой руки, работе над тремоло, legato, staccato, non legato. Ребенок должен освоить такие приемы игры как: игра за подставкой, игра у колков, постукивание боковой стороной медиатора о струну, т.е. шумовые звукоподражания, регулирование погружения медиатора.

4        класс

     Знакомство с pizzicato пальцами левой руки (сдергивание). Обучающийся должен овладеть такими приемами как: прием игры всей рукой для исполнения аккордовой техники, прием игры броском и нажимом, скольжение медиатора по двум струнам, glissando (скольжение пальца по струнам), а также portamento (скольжение подушечкой пальца).

5        класс

     На данном этапе обучения можно включить в работу ознакомление с дробью, вибрато, двойными нотами. Обучающийся должен овладеть скольжением медиатора по трем струнам, исполнением натуральных флажолетов, pizzicato пальцами левой руки (ударами).

6        класс

     Обучающийся должен освоить искусственные флажолеты при помощи левой руки, большую и малую дробь, vibrato (колебание струн), исполнение двойных нот. По окончании шестилетнего курса обучающиеся должны свободно владеть игрой на музыкальном инструменте, исполнять разнохарактерные произведения по сложности выпускного класса, уметь читать с листа, свободно владеть техническим комплексом.

 

Примерный репертуарный список

 

1 класс

Гравитис О. «Детская песенка»

Захарьина Т. «Осенний дождик», «Савка и Гришка»

Потапенко Т. «Волынка», «Кукушечка»

Обработки народных песен и танцев

Бакланова Н. «Как под горкой, под горой», «Попрыгала коза»

Калинников В. «Тень-тень»

Красёв М. «Веселые гуси», «Топ - топ»

Филиппенко А. «По малину в сад пойдем»

Ч.Н.П. «Аннушка»

Р.Н.П. «Ах вы сени мои сени»

Р.Н.П. «Тонкая рябина»

Произведения русских композиторов

Глинка М. «Песня»

Ребиков В. «Весна», «Воробушек», «Зимой», «Лягушка», «Песня»

Произведения советских композиторов

Иорданский М. «Песенка про чибиса»

Кабалевский Д. «Вальс», «В лесу», «Игры», «Марш», «Песня», «Прогулка»

Метлов Н. «Гуси», «Паук и мухи», «Часы»

Филиппенко А. «Веселый музыкант», «Цыплята»

Шаинский В. «Песенка про кузнечика»

 

2 класс

Обработки народных песен и танцев

Веревка В. «Дивична моя перяславка»

Гречанинов А. «Вставала ранёшенько»

Гурилев А. «Ты пойди моя коровушка домой»

Лядов А. «Я с комариком плясала»

Тарнопольский В. «На горе-то калина»

Шостакович Д. «Пендозалис» (греческий народный танец)

Произведения русских композиторов

Фомин Е. Ариетта Лядов А. «Забавная»

Римский-Корсаков Н. «Проводы зимы»

Гречанинов А. «Весенним утром»

Произведения советских композиторов

Евдокимов П. «В прйпрыжку»

Гедике А. «Маленькая пьеса»

Магиденко М. «Народная песня»

Потапенко Т. «Частушка»

Яковенко П. Менуэт, «Первые шаги»

Произведения зарубежных композиторов

Корелли А. Гавот

Шуберт Ф. Вальс,Экосез

Гайдн Й. «Песня», «Песенка»

Барток Б. Танец

Бетховен JI. «Сурок»

ЭтюдыБакланова Н. Этюд A-dur

Бакланова Н. Этюд a-moll

Бакланова Н. Этюд G-dur

 

3 класс

Обработки народных песен и танцев

Александров А. «Калинка»

Балакирев М. «Пивна ягода по садочку плыла»

Римский-Корсаков М. «Ай, во поле липонька»

Шишаков Ю. «Во горнице, во новой»

Андреев В. «Как под яблонькой»

Осипов А. «Печорский вальс»

Пьесы русских композиторов

Балакирев М. «Протяжная»

Гречанинов А. «Весельчак»

Мусоргский М. «Поздно вечером сидела» (Хор из оперы «Хованщина»)

Кюи Ц. «Торжественный марш»

Пьесы советских композиторов

Хренников Т. «Колыбельная Светлана»

Бакланова Н. Романс Блинов Ю. «Танец кукол»

Будашкин Н. «Плясовая»

Гедике А. «Старинный танец»

Кабалевский Д. «Артековская полька»

Шебалин В. «Колыбельная»

Яковенко П. «Шутка»

Куликов П. «Плясовая»

Попонов В. «Наигрыш»

Пьесы зарубежных композиторов

Вебер К. «Хор охотников»

Бетховен JI. «Народный танец», «Турецкий марш»

Моцарт В. «Игра детей», «Песнь пастушка», «Майская ночь»

Шуберт Ф. «В путь», «Три немецких танца»

Шуман Р. «Веселый крестьянин»

Григорьев Ю. Этюды: G-dur, E-dur Гедике А. Этюд Блинов Ю. Этюд

 

4 класс

Обработка народных песен

Городовская Н. «Под окном черемуха колышется»

Лятошинский Б. «Ой на горе-то, на горе»

Лаптев Б. «Ничто в поле не колышется»

Сапожников В. «Уж ты поле мое»

Успенский М. «Ивушка»

Горчаков В. «Северяночка»

Произведения русских композиторов

Бородин А. «Песня»

Андреев В. Вальс «Грезы»

Глинка М. «Андалузский танец»

Гурилев А. «Однозвучно гремит колокольчик»

Римский-Корсаков М. «Заиграйте мои гусельки» (из оперы «Садко»)

Произведения советских композиторов

Шмитц М. «Принцесса танцует вальс»

Молчанов К. «Куковали кукушки»

Багиров 3. «Романс»

Беркович И. Вариации Потапенко П. «Плясовая»

Олейников Н. «Антошка»

Папонов В. «На тройке»

Локтев В. «Топотушки»

Произведения зарубежных композиторов

Гассе И. Буре и менуэт

Шуман Р. «Мелодия»

Корелли А. Сарабанда

Маршал Л. Менуэт

Перселл Н. Канцонетта

Бетховен Л. «Контраданс»

Этюды

Евдокимов В. Этюды: A-dur, H-dur

Хаджиев П. Этюд: D-dur

Г едике А. Этюд: A-dur

 

5 класс

Обработки народных песен и танцев

Евдокимов В. «Утушка луговая»

Красев М. «Сама садик я садила»

Ленец А. «Ах сени, мои сени»

Сапожников В. «Уж ты поле мое»

Трояновский Б. «Цвели цветики»

Савин В. «Светлая звездочка»

Пьесы русских композиторов

Глинка М. «Контраданс»

Гурилев А. «Полька-мазурка»

Даргомыжский А. Танец Калинников В. «Грустная песня»

Чайковский П. «Неаполитанская песенка»

Произведения советских композиторов

Шольц П. «Непрерывное движение»

Захаров В. «Колхозная полька»

Лаптев В. Танец

Тамарин И. «Старинный гобелен»

Яковенко П. «Детская полька»

Произведения зарубежных композиторов

Бах И. С. Ария

Гассе И. Два танца

Лехтинен Р. «Летка-Енка»

Мари Г. Ария в старинном стиле

Неруда Ф. Славянская полька

Штраус И. Персидский марш

Произведения крупной формы

Будашкин Н. Анданте из концерта для домры

Чекалов П. Соната, Сюита

Яныыинов А. Концертино

Вивальди А. Концерт Соль мажор 1 ч или 2 и 3 ч

Этюды

Бакланова Н. Этюд: G-dur

Вольфарт Ф. Этюды: F-dur, B-dur

Ревуцский Л. Этюд: F-dur

 

6 класс

Обработки народных песен и танцев

Василенко С. «Ты раздолье мое»

Шишаков Ю. «Долина, долинушка»

Левина 3. «Бежит конь»

Гордовская В. «У зари-то, у зореньки»

Андреев В. «Как под яблонькой»

Перепелица Я. «Первая охота»

Произведения русских композиторов

Аренский А. «Журавель»

Глазунов А. Пиццикато из балета «Раймонда»

Кюи Ц. «Восточная мелодия», «Непрерывное движение»

Лядов А. Прелюдия

Рахманинов С. Романс

Рубинштейн А. Ноктюрн

Чайковский П. «Песня без слов»

Произведения советских композиторов

Биберган В. Полька

Глиер В. Мазурка, Вальс

Потапенко Т. Скерцо

Раков Н. Вокализ, «Веселая игра»

Цыганков А. «Музыкальный момент»

Шнитке А. Менуэт

Произведения зарубежных композиторов

Бах И.С. «Сицилиана»

Вераччини Фр. Ларго Григ Э. «Норвежский танец»

Делиб Л. Пиццикато из балета «Сильвия»

Меццакапо Е. Болеро «Толедо»

Обер Л. Жига Рамо Ж. Тамбурин

Сен-Санс К. «Лебедь»

Сметана Б. «Иринкина полька»

Произведения крупной формы

Бакланова Н. Вариации

Барчунов П. Концертная пьеса

Бетховен Л. Сонатина, Рондо

Вивальди А. Концерт ля минор

Соловьев Ю. Концерт для домры

Этюды

Бакланов Н. Этюд-стаккато

Евдокимов В. Этюд Ля мажор

Евдокимов В. Этюд-скерцо

Раков Н. Этюд-скерцо

Янынинов А. Этюд «Комариный пир»

 

Программа для выпускного экзамена в 6 классе

1        вариант

     Этюд

Крупная форма

Обработка народной песни

Пьеса по выбору

2        вариант

Этюд

Сюита

Обработка народной песни

Пьеса по выбору (виртуозного исполнения)

 

Примерная программа выпускного экзамена

I                    вариант

  1. Бакланова Н. Этюд-стаккато
  2. Вивальди А. Концерт a-moll
  3. Василенко С. «Ты раздолье мое»
  4. Шостакович Д. Романс

II                 вариант

  1. Евдокимов В. Этюд a-moll
  2. Дербенко Е. Сюита «Приключение Буратино»
  3. Андреев В. «Как под яблонькой»
  4. Раков Н. Вокализ

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация