Главная

О школе

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР. 

Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.

Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.

На основании Постановления Главы администрации МО «Город Воркута»  №419 от 14.03.2001г. Муниципальная организация культуры Детская музыкальная школа города Воркуты переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МОУ ДОД «Городская ДМШ»).

Из муниципального образовательного  учреждения дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» путем изменения типа создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МБОУ ДОД «Городская ДМШ»)  Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.12.2011 № 1406.

На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").

На  основании     Постановления    администрации МО ГО  «Воркута»  № 464  от  25  марта 2020 года  «О  реорганизации  муниципальных  бюджетных  учреждений  дополнительного  образования  в  сфере  культуры  в  форме  присоединения» муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования  «Детская  музыкальная  школа  Шахтерского  района»  было  реорганизовано  в  форме  присоединения   к    муниципальному  бюджетному  учреждению  дополнительного  образования  «Городская  детская  музыкальная  школа». 

Читать далее...

МР НО Педагогическая система Карла Орфа

СЛАЙД № 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАРЛА ОРФА

          СЛАЙД № 2. С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие. Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыкальному искусству, которое, являясь частью художественной культуры, наиболее глубоко и эмоционально воздействует на ребенка, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность, создает предпосылку для активной творческой деятельности.

         СЛАЙД № 3.Необходимо отметить, чтов настоящее время особо остро стоит вопрос о формировании духовного мира детей. Важным условием, обеспечивающим возможность реализации культурного и духовного потенциала каждой личности, является его обогащение впечатлениями, обращение к традициям и истокам народного искусства, культуры в целом, а также развитие его эмоциональной сферы.

          СЛАЙД № 4. Музыку невозможно воспринимать, понимать, постигать, исполнять без эмоций, которые составляют основу её содержания. Эмоции ребенка являются своего рода «посланием» к окружающим его взрослым о его состоянии. Они играют важную роль в жизни детей, а именно: 1) помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации; 2) выполняют оценочную роль; 3) побуждают ребенка к деятельности.

           СЛАЙД № 5. Система музыкального воспитания  Карла Орфа основывается на воспитании  музыкальной культуры личности, развитие ее творческого потенциала через приобщение к национально ориентированному музыкальному искусству, развитию природной музыкальности, а также включение в активную творческую деятельность.Музыка «детства» различных народов мира – это одновременно и музыка для современных детей.

             СЛАЙД № 6. Небольшаябиографическая справка.Карл Орф – немецкий композитор-экспрессионист и педагог, по национальности – баварец. Бавария – удивительный горный край с красивейшей природой, богатой мифологией и развитой фольклорной традицией, которая нашла свое непосредственное отражение в его музыкально-педагогической идее. К.Орф родился в Мюнхене в 1895 г. Он научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже сочинял музыку для своего собственного кукольного театра. Наиболее известен кантатой «Кармина Бурана» (1937). Будучи крупным композитором XX века, он также внёс большой вклад в развитие музыкального образования.

            СЛАЙД № 7. В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 году совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца «Гюнтершуле» в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Карл Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования, которая стала основой всей его музыкально-педагогической концепции. 

           СЛАЙД № 8. Основа системы музыкального образования  К. Орфа – «Schulwerk» одна  из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.  Перевод с немецкого языка означает «обучение в действии» – именно так звучит одна из главных идей Шульверка. Ребенка приглашают в Шульверк не как гостя, а как соавтора и создателя своего собственного музыкального мира.     

           СЛАЙД № 9. Шульверкэто пятитомная антология музыки для детей, которая собрана и обработана К. Орфом для пения в сопровождении ансамбля орфовских инструментов, (которые представлены на следующем слайде СЛАЙД № 10). Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям. Основу Шульверка составил южно-немецкий фольклор: магический и классический календарный. В последних томах Орфом использован фольклор и других европейских народов: французский, датский, шведский, английский. Он был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, доступная переживанию в детском возрасте и соответствовала психике ребенка.

          СЛАЙД № 11.Главный принцип педагогики  «Учимся, делая и творя» - позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе познать ее в реальном, живом действии.Собственное детское творчество – пусть самое простое, собственная детская мысль – пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей. Такова одна из общих идей, лежащая в основе «Шульверка».

          СЛАЙД № 12. Следует подчеркнуть, чтопедагогическая система        К. Орфа обладает такими качествами, как: 1)  универсальность, гибкость, что обеспечивает отличное сочетание ее с другими методиками; 2) высокой адаптивностью к различным национальным условиям; 3) «Элементарное музицирование», учитывает индивидуальность каждого ребенка; 4)  создает потенциал для развития творческой деятельности, как детей, так и педагогов.

          СЛАЙД № 13. Обучая детей навыкам коллективного музицирования  К. Орф желает упор на: 1) пение; 2) импровизацию; 3) движение; 4) игру на простейших ударных инструментах. Орф считал, что для детей необходима своя особая музыка, доступная переживанию ребенка. Это музыка, неразрывно связанная с речью и движением, она есть у всех народов мира. Ее Орф назвал элементарной, что означает «относящийся к элементам, к основным веществам, первозданный, изначальный»… «Элементарная музыка» - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушатель, а как ее участник».

             СЛАЙД № 14. «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать». Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Не только «знать», но и «сделать», или, быть может, еще точнее: «сделать» и в силу этого – «знать».

             СЛАЙД № 15.  Основную роль в процессе музыкального воспитания К. Орф отводит формированию тембрового слуха и ритмического чувства. Этому содействуют: 1) музыкально-ритмические движения – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления; 2) игра на музыкальных инструментах. Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпили) мелодические ударные инструменты  с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). А также блокфлейты, некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах. Звучащие жесты (это техника ритмической игры на собственном теле). Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой. А также шары, ткани, палочки, стаканы, веревки  и даже мыльные пузыри. 3) речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. К. Орф переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма; 4) музыкальная декламация.

            СЛАЙД № 16. Система музыкального воспитания Орфа получила наибольшее распространение в таких странах, как: Япония, Канада и США, Великобритания, Чехословакия и Россия. Автор «Шульверка» часто обращался к различным ладам народной музыки (фригийский, эолийский, дорийский). По замыслу К. Орфа музыкальное воспитание должно опираться на национальные музыкальные корни, отталкиваться от самых глубоких пластов интонационного сознания, заложенных в фольклоре. И для разных национальных культур эти основы могут существенно различаться. Поэтому появление национальных изданий «Шульверка» всегда является не просто текстовым переводом, но поиском интонационных параллелей между логикой орфовской системы музыкального воспитания и национальным интонационным словарем. В каждой стране «Шульверк» обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным  и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором.  И смысл не в том, чтобы присочинить к моделям «Шульверка» что-то новое, а в том, чтобы найти это новое  в своем народном богатстве и вдохнуть в него современную жизнь.

Презентация

Городская приглашает!!!!

ГОРОДСКАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ  ШКОЛА 

П Р И Г Л А Ш А Е Т!

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

         Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен, всесторонне развит, мир вашего ребенка был эмоционально богат – приводите его в  музыкальную школу. У детей, обучающихся музыке, улучшается координация движений, они лучше усваивают счет, овладевают иностранными языками, отмечена прямая связь между музыкальными и математическими способностями.

         Городская детская музыкальная школа – одна из первых школ Республики Коми, первая в городе Воркуте  открыта в 1953 году. За 62 года школу окончили 2720 ученика, более 400 из них стали профессиональными музыкантами,  Заслуженными работниками Республики Коми и России, артистами и преподавателями консерваторий, директорами школ, театров, успешно работают за границей: Испания, Италия, Германия, Норвегия, Голландия.  Из 50 преподавателей школы – 23 её бывшие выпускники.

          Школа ведет активную концертную деятельность, имеет свои традиции: постановки детских  костюмированных  опер, театрализованные представления для первоклассников, впервые выходящих на сцену, встречи с выпускниками, «Музыкальные понедельники» для жителей города.

         Наши коллективы и солисты – лауреаты и дипломанты Международных, Всероссийских и Республиканских конкурсов и фестивалей, участники Дельфийских игр и творческих школ «Новые имена», Всероссийской программы «Надежда России», Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», премии Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование», международной премии «Филантроп». 

         В нашей школе дети смогут научиться играть на фортепиано, скрипке, виолончели, контрабасе, народных инструментах: баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре; флейте, научиться хоровому пению.

         Опытные педагоги помогут вашим детям выбрать инструмент по душе и на  всю жизнь привить им любовь к музыкальному искусству. За время обучения в нашей школе ребята проходят обязательный курс фортепиано, сольфеджио, знакомятся с лучшими произведениями мировой музыкальной культуры.

         Для детей с пятилетнего возраста в школе имеется  подготовительное  отделение, где вашим детям помогут развить музыкальные способности,  подготовить для поступления в первый класс.

ДОБРО  ПОЖАЛОВАТЬ  В  НАШУ  ШКОЛУ!

НАШ  АДРЕС:  площадь ЦЕНТРАЛЬНАЯ, дом 9, 2 этаж.

ТЕЛЕФОН:  3-51-57, 3-15-10

Прием заявлений  с 1  апреля с 9.00 – 12.00  и с 14.00 – 17.30

В субботу с 10 до 12 часов.

Прослушивание: 29 апреля

с 9 до 12 и с 14 до 17ч. по записи

День открытых дверей 28 апреля в 17 часов

Необходимые документы:    копия свидетельства о рождении, заявление заполняется при предъявлении паспорта  одного из родителей в приемной школы.

Музыкальное ориентирование 2016 фото

19 февраля 2016г. Второй открытый городской конкурс музыкально-теоретических дисциплин "Музыкальное ориентирование"

отчетный коллективов 14.12.15

МР ТО Шумовой оркестр на занятиях в подготовительном отделении

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАКЕЙЧУК В.А.

НА ТЕМУ: «ШУМОВОЙ ОРКЕСТР НА ЗАНЯТИЯХ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ»

(2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД) 

Задача начального подготовительного обучения – введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех музыкального образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.

Занятия в подготовительном отделении направлены на осуществление основных задач дошкольного начального обучения детей:

- привитие детям любви и интереса к музыке;

- накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса;

- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков, приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте;

- создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.

Осуществление данных задач на начальном этапе будет основываться вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным оно станет только после практического освоения ряда навыков в игре на музыкальных инструментах, в движении, в слушании и так далее.

В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Одним из эффективных методов работы как раз и является форма музыкальной коллективной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре детского шумового оркестра. Существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Использование их вызывает огромный интерес у дошкольников, вносит разнообразие в образовательный процесс, помогает развивать музыкальные способности учащихся.

Цели данной формы работы:

1) выявление и развитие музыкальных способностей детей: метроритмических навыков, развитие музыкальной памяти и слуха.

2) знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования, формирование начальных исполнительских навыков, воспитание творческих навыков (импровизация).

3) овладение элементарными теоретическими знаниями.

Для осуществления и достижения поставленных целей необходим поиск форм и методов работы с дошкольниками (с учётом возрастных особенностей). Широкое применение игровых форм – залог успеха в обучении детей дошкольного возраста. Игра – это средство, при помощи которого воспитание переходит в самовоспитание.

Для успешных результатов обучения детей на уроках детского шумового оркестра необходимо учитывать специфику музыкального воспитания в старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений. Она определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.

Принимая во внимание всё вышеперечисленное, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.

Но использование только игровых методов в работе не может привести к ожидаемым результатам. Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих.

Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.

Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения учащимися педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе педагог рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую). Для выполнения домашних заданий целесообразно привлекать на помощь родителей, производя запись задания в дневник ребёнка.

Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, созданные своими руками из баночек из-под йогурта, ведёрок из-под майонеза, отработавших своё фломастеров занимают важное место в составе детского шумового оркестра.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук – необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить детям, что звук возможно извлекать такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения. Общение детей с инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Дети учатся играть знакомые простейшие попевки, импровизировать различные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть музыкальное «эхо», петь и подыгрывать себе и т.д.

Можно предлагать детям композиции, когда руководитель управляет процессом (дирижирует, устанавливает очерёдность игры – по одному, группами, вместе; динамику).

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.

Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Инструменты низкозвучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений.

Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей. Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для них и для нот.

Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а самое главное – добиваться хороших результатов. Поэтому максимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек (а лучше, чтобы их было 10 – 12).

На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится.

Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты - маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т. п.).

Для практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации необходимо придерживаться.

Шумовые («ритмические») ударные инструменты.

Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты. Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии («нитке») без ключа и знаков альтерации, они обозначают только ритмический рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание).

Проще всего для детей инструменты, звучащие, благодаря встряхиванию.

Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.

Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.

Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка-кастаньета. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты с ручкой.

Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.

Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.

Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.

Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

Ритмические палочки (клавесы) – две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.

Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.

Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.

Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой.

Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки, имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука – скользящие удары друг о друга.

«Мелодические» ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме.

Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном до двух октав. Ограниченность возможностей делает их использование в оркестре малоцелесообразным, однако на подготовительных занятиях они могут пригодиться.

У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний – чёрным.

Ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме.

Колокольчики – по виду напоминают металлофон, отличаются протяжённым звучанием и особой нежностью и прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на обычном нотном стане.

Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть следует примерно по центру пластинки.

Основной способ звукоизвлечения – поочерёдные удары руками, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть коротким и энергичным, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены.

В течение обучения ребёнок должен получить представление о следующих понятиях: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты, музыкальные жанры (песня, танец, марш), оркестровая партия; направление движения мелодии вниз, вверх; поступенное и скачкообразное движение мелодии, пауза; различать звуки: низкие и высокие, звонкие и глухие, долгие и короткие, тихие и громкие, темп: быстрый – медленный, замедление – ускорение; иметь представлении и понимать сильную и слабую доли, ровное движение.

Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной ноте, затем на разных звуках; разучить и исполнять песенки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.

Практические навыки:

- умение своевременно вступать, играть в ансамбле, завершить игру вместе;

- умение держать паузу;

- уметь соблюдать динамику и темп;

- игра соло;

- запоминание произведений наизусть;

- чтение оркестровой партии, исполнение своей партии по предложенной записи;

- уметь записать символами несложные ритмы из того, что изучается в классе;

- импровизация, исполнение и запись ритмических композиций с использованием текстов и шумовых инструментов;

- игра по дирижёрскому жесту;

- приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки;

- накопление репертуара.

          Музыкальный репертуар для детских музыкальных инструментов должен отличаться художественными качествами и доступностью. Он составляется из различных произведений (или же их отрывков) самых разнообразных по тематике, жанрам и индивидуальному почерку. Это и детские песенки-потешки, русские, украинские, белорусские, польские народные песни и танцы, прибаутки и заклички; детские песни композиторов разных стилей и направлений (Майкапар, Брамс, Красев, Бизе, Джоплин, Кабалевский, Козлов, Бетховен,  Крылатов, Александров, Лещинская, Метлов, Шаинский и другие).

Участие в детском шумовом оркестре обладает рядом позитивных качеств. Прежде всего, оно формирует чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогает детям преодолеть неуверенность и робость, расширяет музыкальный кругозор, развивает природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивает художественный вкус, творческую инициативу детей.

 

Отделение фортепиано

История отделения фортепиано начинается с первых дней организации Городской музыкальной школы. В настоящее время заведующей фортепианным отделением является Рогова Елена Владимировна. Отдел живет насыщенной концертной и конкурсной жизнью. 
Читать далее...

 

Отделение оркестровых инструментов

Оркестровый отдел школы представлен классами струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов. 

Гордостью отдела и всей школы является единственный в республике детский струнный оркестр. Немало труда в руководство оркестром вложил Васильев А.А.
Читать далее...

.

Отделение народных инструментов

Отделение народных инструментов Городской детской музыкальной школы – это баян, аккордеон, балалайка, домра и гитара; это ансамбли и два оркестра; это творческий союз преподавателей и учеников, нацеленных на успешное овладение искусством музицирования на народных инструментах.

Руководит отделом Скопина Татьяна Валериевна
Читать далее...

 

Отделение хорового и сольного пения

В 1976 году в школе было открыто хоровое отделение. И вот уже почти 40 лет учащиеся школы прибегают два раза в неделю на занятия хора, чтобы вместе погрузиться в мир музыки и самостоятельного музицирования через самый массовый жанр музыкального исполнительства – хоровое пение. В школе – 5 хоровых коллективов! Дети школы любят хоровые занятия, а прививают им любовь к пению хормейстеры Сорокина Т.А. и Заричная Н.В.
Читать далее...

 

Информация